Законопроект о домашнем насилии



Последнее обновление:

Со стороны законодателя на протяжении долгого времени подготавливается законопроект, посвященный профилактике семейно-бытового насилия. Это связано с тем, что увеличивается число преступлений и правонарушений, совершенных в семье по отношению к женщинам и детям. В связи с этим, 29 ноября 2019 года депутатами Совета Федераций официально был опубликован законопроект, посвященный профилактике насилия в семье и быту. В законопроекте не установлены сроки принятия данного нормативного акта, однако уже в начале 2020 года он попал на повторное обсуждение. Это позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время проект будет принят.

Что признаётся домашним насилием

Проект закона о семейном насилии в ст. 2 сосредотачивает используемые понятия, среди которых есть и понятие «домашнего насилия». Изучая законодательную инициативу, следует рассматривать понятие с точки зрения законодательства, а не бытового понимания. Под семейно-бытовым насилием понимается умышленная деятельность лица, причиняющая или содержащая угрозу причинения как физического, так и психического страдания, либо имущественного вреда, которая не содержит признаки преступления или административного правонарушения.

Следует повториться еще раз, приведенный термин содержится в законопроекте, то есть имеет юридическое значение. На практике к нему относятся следующие проявления:

  1. Физическое воздействие – причинение человеку боли, травмы, физического страдания, либо угроза причинения такого вреда. Сюда могут относиться не только побои, но и принудительный контроль за жертвой, лишение свободы, обливание кислотой и иное.
  2. Сексуальное – половой акт любой формы, попытки совершения совокупления без согласия на это второй стороны, нежелательные комментарии с сексуальными намеками и подтекстом, принуждение к секс-торговле.
  3. Психологическое влияние – эмоциональное воздействие, при котором жертва запугивается, ей угрожают. Деятельность, направленная на снижение самооценки, также относится к проявлению психологического насилия.
  4. Экономическое или финансовое насилие – подразумевает насилие контроля со стороны интимного партнера за экономическими ресурсами второго. Давление и принуждение к подписанию разного рода документов также относится к экономическому насилию.

Указанные формы воздействия в настоящее время не находят отражение в законодательстве. Вместе с этим, они в совокупности дают полноценное представление о сущности бытового насилия. В большинстве случаев они адресованы женщине или детям как наиболее слабым членам семьи.

Что признаётся домашним насилием

В действующем сегодня законодательстве проблема домашнего насилия не определена

Суть закона

Сущность закона о профилактике семейно-бытового насилия ориентирована на сохранение семьи, поддержание семейных ценностей уполномоченными лицами. Это широкий круг органов государственной власти:

  1. ОВД РФ.
  2. Органы исполнительной власти в сфере труда и социальной защиты населения.
  3. Органы прокуратуры.
  4. Уполномоченный по правам человека в РФ.
  5. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.
  6. Региональные органы исполнительной власти.
  7. Органы местного самоуправления.
  8. Центры психологической и социальной помощи.

Каждый из указанных органов имеет право на наложение соответствующих взысканий к нарушителю, а также на рассмотрение заявлений, обращений потерпевшего. В рамках закона планируется вести профилактический контроль и учет, разрабатываются специализированные программы помощи и поддержки.

Цели и задачи закона

задачи закона о семейно-бытовом насилии

Главная цель законопроекта – недопущение насилия в семье в любой его форме

Цели и задачи закона о семейно-бытовом насилии 2019 года прямо не отражены в нем. Их можно определить только в результате анализа положений законопроекта, что существенно снижает социальную значимость правового акта. Так, основной целью законопроекта выступает защита чести, достоинства, физической неприкосновенности личности, а также сохранение семьи, восстановление семейных отношений. В качестве задач можно выявить следующие:

  1. Оказание помощи гражданам, подвергшимся насилию.
  2. Применение мер воздействия в отношении лиц, причиняющих страдания членам семьи.
  3. Поддержка и сохранение семьи.
  4. Ведение профилактического учета или контроля, посредством которого ведется мониторинг настоящей ситуации.
  5. Проведение индивидуальной профилактической работы.
  6. Организация реабилитационных центров, на базе которых будут содержаться пострадавшие.

Законодатель отмечает, что реализация всех задач и целей возможна только при условии взаимодействия и совместной деятельности уполномоченных органов. Это еще раз подчеркивает важность и значение профилактики семейного насилия в РФ.

Основные тезисы закона

Насилие в семье

Текст проекта закона о профилактике семейного насилия начинается с предмета регулирования. К предмету относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе профилактики насилия в семье. Ст. 2 посвящена основным понятиям и терминам, на основе которых будет действовать законопроект. Ст. 3 устанавливает правовое регулирование, то есть перечень нормативных актов, регламентирующих вопросы борьбы с насилием. Ст. 4 посвящена принципам деятельности.

Дальнейшие нормы посвящены субъектам профилактики – перечислены органы государственной власти, принимающие участие в воздействии на нарушителей. Кроме того, более подробно раскрываются полномочия каждого органа, что вносит ясность и устанавливает юрисдикцию, подведомственность дел.

Ст. 17 посвящена основаниям для реализации мер профилактики, это может быть не только заявление потерпевшего лица, но и обращение третьих граждан, которым стали известны факты насилия; информация из уполномоченных органов государственной власти; установление сотрудником ОВД эпизода.

Достаточно подробно регламентируются пути профилактики насилия: это учет, беседы, контроль, разработка и реализация программ, вынесение защитного предписания. В заключение указываются возможные ограничения и обязанности для нарушителей.

Какое наказание предусмотрено в рамках закона

Сам по себе законопроект не предусматривает возможность назначения наказания в отношении нарушителя. Это связано с тем, что на основании перспективного нормативного акта нельзя будет привлечь лицо к какой-либо юридической ответственности. Однако, ст. 24 предусматривает возможность вынесения уполномоченными органами защитного предписания. Это документ, выдаваемый нарушителю и накладывающий на него определенные ограничения. Например, запрет на:

  1. Совершение насилия.
  2. Вступление в контакт с лицами, потерпевшими от насилия со стороны нарушителя. В том числе, к взаимодействию относится и общение через Интернет, по телефону.
  3. Предприятие попыток выяснения места проживания потерпевшего.

Срок действия документа ограничивается 30 днями. Вместе с этим, есть и судебное предписание, которое соответственно может быть вынесено только судом. В рамках него накладываются те же запреты, что и ранее. Отличие судебного акта от внесудебного заключается в возложении обязанностей на нарушителя:

  1. Пройти разработанную психологическую программу.
  2. Покинуть место совместного проживания с потерпевшим на срок действия предписания.
  3. Передать документы, имущество и необходимые предметы лицу, пострадавшему от насилия, если они ранее удерживались.

Продолжительность действия такого документа может колебаться от 30 дней до 1 года. Закон указывает, что неисполнение вынесенного предписания влечет ответственность, установленную иным законодательством. Это говорит о том, что в УК и КоАП РФ будут внесены поправки.

Особенности и спорные моменты закона

Законопроект о домашнем насилии

Законопроект пока несовершенен, он находится на стадии обсуждения, поэтому категорично говорить о недостатках не стоит. Среди особенностей можно выделить следующее:

  1. Отсутствие положений о цели и задачах закона.
  2. Наличие отдельной статьи, посвященной принципам деятельности в области профилактики домашнего насилия.
  3. Широкий перечень субъектов профилактики – нет уточнений и четкого списка должностных лиц, которые имеют право рассматривать обращения потерпевших.
  4. В некоторых статьях, посвященных полномочиям отдельных подразделений, не указаны четко компетенции, а лишь дана ссылка на иные нормативные акты без уточнений и пояснений.
  5. Отдельная норма посвящена правовому просвещению, что демонстрирует попытку государства бороться с нигилизмом.
  6. Подробно регламентированы способы профилактического воздействия на нарушителей.

В целом, законопроект формирует достаточно хорошую основу для разработки защитного механизма от семейного насилия. Не хватает лишь конкретных сроков реализации отдельных видов защиты, последовательности действий и уточненных полномочий должностных лиц.

Возможные последствия принятия закона

Принятие законопроекта позволит оградить и защитить обиженных и униженных членов семьи от тиранов, причиняющих вред и нарушающих нормальный климат. Говорить о привлечении к ответственности и наложении наказания не придется, однако определенные меры воздействия все же предусмотрены.

Ввиду того, что в настоящее время развиваются сайты и порталы, направленные на поддержку женщин, пострадавших от домашнего насилия, проблема становится более публичной. Теперь большая часть населения не стремится ее скрыть, фактам издевательств придается публичность.

Принятие рассматриваемого закона позволит женщинам и детям чувствовать себя безопасно, ведь сейчас это невозможно. Деяния, не подпадающие под преступления и правонарушения, остаются незамеченными органами государственной власти. Особенность и значимость законопроекта состоит в том, что теперь уполномоченные должностные лица должны отреагировать и наложить ограничение на виновного.

Жертвы домашнего насилия

В большинстве случаев от домашнего насилия страдают физически слабые члены семьи

Поддержание и сохранение семьи – важнейшая функция государства, во исполнение которой разрабатывается законопроект, посвященный профилактике домашнего насилия. В настоящее время трудно сказать, когда он будет принят, однако к началу 2021 года он находится на стадии активного обсуждения. В рамках законопроекта деяния лица, причиняющие разного рода страдания членам семьи, не подпадающие под состав преступления или правонарушения, не останутся незамеченными. Теперь широкий круг уполномоченных должностных лиц будет обязан реагировать на нарушения, выносить соответствующие правоприменительные акты и накладывать ограничения на нарушителя.

Заказать бесплатную консультацию юриста