Закон о микрофинансовых организациях N157 от 2010 года состоит из 5 глав. НПА регулирует порядок ведения микрофинансовой деятельности в РФ. В 2020 году вступят в силу последние изменения, которые повлияют на работу многих МФО (Часть из них откладывается на 2021 год). Поправки были предложены в 2019, введены в N127-ФЗ.
Содержание
Закон о выдаваемых микрокредитах претерпевает три стадии нововведений:
1 этап:
СПРАВКА: нелегальные кредиторы либо коллекторские агентства не могут требовать исполнения договора займа через суд. Покупатель кредита на момент заключения уступки права требования обязан иметь разрешение от ЦБ РФ, а также быть включен в реестр кредиторов, коллекторских агентств. Исключение из этого составляет приобретение долга гражданином, но на это должен согласиться сам заемщик, письменно.
2 этап:
3 этап:
Закон о займах 2018 и последующих г.г. преследует интересы заемщиков.
Основные организационные нововведения законопроекта о финансовых организациях:
СПРАВКА: для заключения договоров с гражданами, МФО обязано выделять профессиональную деятельность — предоставление населению потребительских займов. На это нужна лицензия, выдаваемая ЦБ РФ. МФО включается в реестр, который ведется регулятором. Если эти требования не учтены, это лишает кредитора права требования долга.
Сведения направляются по форме ЦБ РФ.
№ статьи | СОДЕРЖАНИЕ |
---|---|
2. Основные понятия закона | МФД – деятельность ЮЛ, имеющих право на предоставление населению микрозаймов. МФО – организация, входящая в реестр ЦБ РФ, осуществляющая деятельность по выдаче микрозаймов по установленным в законе положениям. Микрозаем – сумма денег, предоставляемая гражданам на условиях одноименного договора |
3. Правовые основы | Конституция РФ, ГК РФ, Закон о МФО |
4. Ведение государственного реестра | МФО входят в реестр одноименных организаций, который ведется ЦБ РФ |
5. Присвоение статуса микрофинансовой организации | МФО создается в формах фонда, хозяйственного общества, товарищества. Приобретает статус МФО с момента государственной регистрации (поправками внесены изменения в организационную часть создания МФО) |
7.1. Ликвидация МФО по инициативе ЦБ РФ | Право ЦБ на обращение в АС в связи с принудительной ликвидацией ЮЛ из-за нарушений МФО норм федеральных законов |
7. Основные условия предоставления микрокредитов | Закон о микрокредитах выдвигает условия, по которым микрозаймы доступны населению (требования и критерии должны соответствовать закону) |
9,10. Полномочия заемщика, МФО | Обязанности сторон – участников микрокредитования (рассматриваются полномочия кредитора и заемщика, указанные в договоре займа) |
12.1 Начисление % при просрочках | На непогашенный долг МФО имеет право начислять пени и штрафы (с учетом изменений, которые коснулись этого вопроса) |
14. Надзор за деятельностью МФО | ЦБ РФ регулирует деятельность МФО , этот же орган ведет реестр МФО, которые легально работают на территории РФ |
Рынок за 1 квартал 2019 года продемонстрировал рост относительно прошлого года. В частности, увеличился портфель микрозаймов на 45%. В общей сумме, это составило 173,6 млрд.рублей. Объем выдачи микрокредитов населению за 3 месяца вырос на 33,7%.
В 2019 году наблюдается тенденция сокращения выдачи микрокредитов через офисы МФО, увеличение обращений граждан дистанционно, через подачу онлайн заявки. Это обеспечило доступность микрозаймов для всех слоев.
С вступлением поправок в силу, в 2019 году заемщику была снижена долговая нагрузка. Это означает, что дневная % ставка по взятому займу не может быть выше 1,5%. А размер оплаты за пользование заемными средствами МФО, включая услуги дополнительного характера, неустойку – 2,5 размеров от суммы микрокредита.
Он составляет 1,5% в день с одновременным ограничением предельного значения стоимости микрозайма в полном объеме. С июля 2019 года % ставка, взимаемая за день, снижена до 1%.
Беря за основу средний размер займа (так называемый микрокредит до зарплаты), законодатели ввели в действие займ от 10000 на 15 дней. Особенность состоит в том, что законодательно отрегулированы условия выдачи:
Выплата по займу за каждый день не превышает 200 рублей. Его нельзя пролонгировать и увеличивать кредитный лимит.
СПРАВКА: законодатель оставил компании право на начисление неустойки за возврат долга несвоевременно. Размер пени, штрафа составляет 0,1% от долга, который не погашен заемщиком.
В случае просрочки оплаты микрозайма, МФО имеет право начисления ежедневной % ставки на остаток непогашенной задолженности. Но начисление прекращается, как только % достигают предельного размера. Только после внесения должником части долга, МФО вправе возобновить начисление комиссии.
Таким образом, законодательно ограничена возможность начисления штрафов в ситуации нарушения сроков уплаты долга. Размер финансовых санкций зависит от того, начисляется ли % ставка в период просрочки или нет.
С 1 января 2018 года вводятся ограничения в работе коллекторов:
Коллектор вправе звонить должнику в течение 120 дней с даты просрочки долга. По истечении этого срока гражданин, который не оплачивает задолженность, имеет право не разговаривать с коллектором. Для этого он отправляет письмо, адресованное МФО. Указать в бумаге контакты представителя, который от его имени будет вести переговоры с представителями коллекторского агентства.
СПРАВКА: перед тем, как начать разговор с заемщиком, а также визитом к нему, коллектор обязан представиться и рассказать, от какой организации он направлен для взыскания долга. Если после работы с заемщиком в течение месяца, последний не отдает долг, коллектор не имеет права ему угрожать, давить психологически, беспокоить родственников и друзей должника. Дело неплательщика передается в суд. Там решается вопрос об оплате займа.
Изменения кредитного законодательства в сфере микрофинансирования коснулись предоставления займов, которые обеспечены ипотекой. Кроме того, с нововведениями деятельность микрофинансовых организаций не может быть ориентирована на выдачу гражданам займов, которые имеют обеспечение. К его видам относится недвижимость. Но осталась возможность брать в форме залога недвижимость нежилого назначения. Этот запрет не ориентирован на МФО, имеющие государственное участие в своей деятельности.
Законодатель посчитал, что введение ограничения позволяет юридически разграничивать работу МФО по выдаче займов от незаконной деятельности других лиц (мошенников), которые преследуют цели осуществления незаконных сделок с жилыми помещениями. Деятельность таких лиц часто маскировалась под работу МФО.
Закон о микрофинансовых организациях в 2019, с изменениями с 1 января 2020 позволит уйти с рынка недобросовестным кредиторам, оздоровить финансовый климат в стране.
Заказать бесплатную консультацию юриста