Когда завершение обгона через сплошную ЗАПРЕЩЕНО - это надо знать!



Последнее обновление:

Дорожная ситуация, знакомая любому городскому автолюбителю — идешь на обгон крупной фуры, соблюдая все ПДД, но внезапно прерывистая разметка коварно обрывается. В результате, завершать маневр приходится через сплошную. Казалось бы, штраф или лишение прав гарантированы, однако это не всегда так. Материал, составленный нашим автоюристом, поможет разобраться с проблемой, обогатит дельными юридическими советами, прояснит правила.

 

Завершение обгона через сплошную — лишение или нет?

Законодательство РФ ни в одном пункте не содержит слов или разъяснений о начале обгона на разрешенном участке с завершением “через сплошную полосу”. Поэтому подобные ситуации не могут быть истолкованы однозначно. Любой отдельный случай подлежит персональной правовой оценке на предмет правомерности действий водителя, начавшего объезд ТС с положенного места, а закончившего за пределами допустимого. Пункт 11.1 отечественного свода ПДД однозначно гласит, что водитель, приступая к обгону, сперва должен оценить состояние полосы для выезда. Важно, чтобы она предоставляла достаточно свободного пространства (не было активного движения других авто) на расстоянии, необходимом для совершения маневра. Категорически нельзя становиться источником аварийной опасности, а также преградой, мешающей передвижению остальных машин.

Практика судопроизводства неутешительна: если инспектор или камера зафиксирует подобную ситуацию, административные штрафные санкции в 5 000 руб., а также утрата возможности управлять транспортным средством (от 4 месяцев до полугода лишения прав – первое нарушение, годичный срок – повторное) – самый вероятный исход. Вместе с тем, не все потеряно.

Об аргументах при защите в суде по пунктам:

1. Особенности разметки

Согласно отечественному требованию ГОСТ, сплошная разметочная линия на полотне дороге внезапно никогда не начинается. Гарантированно перед ее появлением сначала встречает водителя прерывистая, которую еще именуют «линией приближения». Отличает ее “разреженная” пропорциональность нанесения: штрихи на асфальте втрое длиннее промежутков. За пределами городской черты норма отступа сплошной разметки от прерывистой («предупреждающей») составляет от 100 метров. На всех городских трассах и дорогах — это 50 метров.

Важно! Лайфхаком защиты на суде, как и аргументом инспектору, станет отсутствие зримой разметки. Линия может отсутствовать, если стерлась без своевременного обновления либо не заметна, поскольку занесена снегом, песком, мусором. В таком случае, особенно зафиксированном на регистратор или камеру телефона, предельно возрастают перспективы сохранить права! При остановке авто представителем службы ГИБДД, первым делом, в обязательном порядке, заполняя протокол, надо зафиксировать факт отсутствии соответствующей разметки. Подтверждением показаний, данным в протоколе, что также требуется отметить письменно, должны стать фото и видеоматериалы с места. Надо не лениться их делать, как обеспечение гарантии невиновности. 

 

2. Присутствие фактора крайней необходимости

Крайняя необходимость завершения обгона через сплошную — основание, закрепленное законодательством. При судебном разбирательстве подобный довод относительно часто срабатывает. Вместе с тем, требуется веская аргументация со стороны защиты — доказательства этой «крайней необходимости», вынудившей пойти на обгон с нарушениями.

Рассматривая условные аналогии, можно выбрать следующий пример:

При заходе на свою полосу, после маневра, совершенного в положенном месте, водитель внезапно замечает выезжающую из-за поворота (или сворачивающую с лесной дороги) груженую фуру. Пришлось продолжить движение по чужой полосе, чтобы не допустить неминуемого столкновения.

Следует отметить, что без подкрепления показаниями свидетелей, фото и видео, суд вряд ли примет подобные аргументы к сведению. Российская практика судопроизводства базируется на реальных (материальных) доказательствах, не особо доверяя и обращая внимание на объяснения.

Приблизительно такая же ситуация с обращением к здравому смыслу. — Это также аргумент, но пользоваться им надо уметь. Если нарушение было не злостным, автолюбитель не прошел по встречной полосе километры, а лишь случайно заехал на сплошную, пытаясь объехать колонну большегрузов, перспектива обращения к нему есть. И непременно нужно отразить в протоколе, что были предприняты все возможные меры для возвращения вовремя на свою полосу (и почему это не удалось сделать, что послужило помехой). Также необходимо указать отсутствие умысла совершать нарушение ПДД.

 

3. Не позволили возвратиться на полосу вовремя

Отечественное законодательство запрещает автомобилистам препятствовать и становиться причиной помех обгону транспорта любыми действиями. Например, нельзя повышать скоростной режим, чтобы не пропустить другую машину вперед. Таким образом, когда водитель ТС, намеренно давя на газ, норовит «проучить» стремящегося совершить обгонный маневр, то злостно нарушает ПДД. Разумеется, оправдать себя, как и привлечь к ответственности вредителя, помогут лишь фактические доказательства версии. Ими выступают традиционно: свидетели, камеры регистрации, собственные отснятые видео.

В качестве заключения стоит сказать, что при развитии ситуации до стадии остановки автоинспектором с оформлением протокола, лучше сразу обзавестись надежным адвокатом. Как минимум, иметь возможность с первых минут консультироваться с ним по телефону. Идеально его присутствие при составлении протокола. Практически обязательно — при разбирательстве дела в судебном порядке. Его миссия состоит в анализе положения сообразно знаниям о решениях, вынесенных ранее (при сходных обстоятельствах) другими судами. Разбор аналогичных случаев оправдания подзащитного обеспечит аргументы. Поможет отменить или смягчить приговор, связанный с возможной потерей прав.

Заказать бесплатную консультацию юриста