Разногласия в социальных группах, на работе, между отельными индивидуумами — все это порождает споры. Они могут наносить ущерб интересам конкретного человека, общества в целом. Одной из разновидностей таких спорных ситуаций выступает конфликт интересов на государственной службе. Данная сфера деятельности предполагает отдельный порядок регулирования процесса выявления, разрешения рассматриваемого вида разногласий.
Содержание
Государственная гражданская служба предполагает ряд четко регламентированных обязанностей, которые возлагаются на конкретное должностное лицо в рамках его полномочий. Отсюда могут возникнуть разногласия между личными взглядами и служебными обязанностями.
Конфликты интересов при прохождении государственной гражданской службы представляют собой ситуации, при которых личные интересы государственного служащего могут помешать объективному, надлежащему и беспристрастному исполнению должностных обязанностей. Лицо при этом в силу своих полномочий обязано разрешать подобные споры,
Обратите внимание! Личные интересы следует рассматривать в данном случае как возможность получения денег, имущества, услуг имущественного характера, выполнение работ и так далее.
Субъектами, на которые возлагается обязанность по устранению рассматриваемых разногласий, являются:
Таким образом, подобные ситуации могут коснуться только определенных людей, имеющих статус чиновника или иного должностного лица.
Выявление, устранение конфликтов служебных интересов важно потому, что наличие таковых приводит к развитию коррупции и порывает авторитет государственной власти.
Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.
К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:
При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.
С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:
Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.
Практика, опираясь на федеральное законодательство и реальные ситуации, возникающие в период прохождения госслужбы, знает примеры таких конфликтов.
Условно существующие типовые примеры можно разделить на следующие группы:
Кроме того, указанные ситуации распространяются не только на служащих, но также на их родственников.
Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.
Способы урегулирования возникающих разногласий:
При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.
Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.
Для устранения конфликта следует помнить, что:
Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.
Пример самостоятельного разрешения проблемы: должностное лицо владеет ценными бумагами, которые принадлежат корпорации, управляемой госорганом. Служащий сообщает об этом работодателю, при этом самостоятельно проводит действия по продаже бумаг. Здесь даже не потребовалось отстранение лица от должности.
Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.
Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:
Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.
Обратите внимание! Докладная должна быть передана на рассмотрение в течение трех дней. Более того, служащий может предложить конкретные варианты разрешение конфликта.
Как упоминалось выше, при определении ответственных за устранение конфликтных ситуаций на государственной гражданской службе, достаточно обратиться к федеральному законодательству.
Государственные, муниципальные служащие, сотрудники государственных корпораций, работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти, — все эти субъекты отвечают за выявление и устранение разногласий по службе.
Указанные выше субъекты напрямую несут ответственность за координацию таких конфликтов, поскольку они приводят к нарушению работы государственных органов. Если разногласие не будет устранено, то повысится коррупционный показатель, здесь встанет вопрос о компетентности и соответствии должности отдельных лиц.
Если говорит о тех, из-за кого формируются конфликты, то для них предусмотрены разные виды ответственности. Служащего могут уволить, отстранить на время или снять с должности. А могут отделаться предупреждением в случае самостоятельного принятия участия в разрешении проблемы.
Если говорить о государственной службе, особенно о возникновении споров в ее среде, объясняется это признаками такой работы, а именно специфическим статусом работников органов власти. Закон предусматривает массу ограничений для чиновников, служащих и так далее. Отсюда и формируется большинство спорных ситуаций. Следовательно, чем больше ограничений, тем большая вероятность развития тех или иных разногласий.
Еще одна особенность рассматриваемых ситуаций – это определение таковых. Речь идет о заинтересованности госслужащих, носящей личный характер, что возможно установить в половине из всех возможных проблемных ситуациях. Пример — получение денег должностным лицом, которое достигается посредством использования служебного положения.
Отсюда можно сделать вывод о том, что установить разногласия на государственной службе можно только определив характер полномочий должностного лица. А также доказав наличие личной заинтересованности.
Правовое регулирование рассматриваемого вопроса непосредственно осуществляется Федеральным законом «О противодействии коррупции», который был принят в декабре 2008 года. Закон определяет понятие конфликта интересов, порядок выявления и урегулирования таковых. Кроме того, органы власти, организации издают дополнительных документы, определяющие порядок и ответственность за устранение разногласий.
Таким образом, госслужба предусматривает специфические признаки конфликта интересов и требует отельного порядка для их устранения и выявления.
Заказать бесплатную консультацию юриста