Мусорная реформа в России



Последнее обновление:

Проблема мусора в России всегда стояла довольно жёстко. Например, в Европе половина всех отходов перерабатывается во вторичное сырьё, в России – только 5%. Поэтому уже несколько лет открыто стоял вопрос о реорганизации всей «мусорной» системы. Необходимо было менять порядок сбора, вывоза, переработки. Так в 2019 году началась мусорная реформа.

Необходимость мусорной реформы

Каждый год количество ТБО увеличивается почти на 50 млн. тонн. Это катастрофические цифры! В России не так много заводов, которые могут перерабатывать мусор в достаточном количестве – всего лишь 10% от ежегодно вывозимого объёма.

По этой причине почти все мусорные полигоны переполнены, они наносят вред окружающее среде. Кроме того, близлежащие населённые пункты становятся «зоной отчуждения», что наносит вред экономике региона и страны в целом.

Поэтому был принят закон о мусорной реформе, который вступил в силу с января 2019 года. Разработчики законопроекта предлагают, в первую очередь, создать современные мусорные полигоны, на которых будут располагаться перерабатывающие заводы. Отвечать за утилизацию ТБО будут собственники участков или организации, которые взяли на себя ответственность за переработку.

закон о мусорной реформе

Предполагается, что все нелегальные свалки и полигоны будут ликвидированы в ближайшие годы. Для этих целей выделяются средства из федерального и регионального бюджета. В обязанности местных властей входит разработка планов по рекультивации этих участков с целью возрождения плодородности.

Цели и задачи мусорной реформы

Мусорная реформа с 1 января 2019 года преследует определённые цели. Основная из них – ликвидация незаконных свалок и полигонов, возрождение испорченных земель, их последующее целевое использование. Есть и другие цели:

  • Переход на раздельный сбор мусора. Это означает, что ТБО различного назначения должны собираться в разные контейнеры, вывозиться на разных машинах, складироваться на отдельных полигонах и перерабатываться по-разному.
  • Правильная сортировка отходов.
  • Их своевременная переработка.
Цели и задачи мусорной реформы

Мусор должен быть рассортирован уже в момент выбрасывания

Примечание. Согласно системе, которая действовала до принятия соответствующего законопроекта, компании, которые занимались сбором мусора, могли отвезти его в любое место, даже в лес. К ответственности их привлекали редко. Эту систему необходимо искоренить!

Внедрить и осуществить эти цели в короткие сроки – основная задача внедрённого законопроекта. Последние новости мусорной реформы  таковы – к 2024 году объём сжигаемого и перерабатываемого мусора должен увеличиться с 5% до 60%. К началу 2021 году в России должно быть ликвидировано подавляющее большинство нелегальных свалок.

Суть мусорной реформы

Она заключается в следующем:

  • передача полномочий по организации системы обращения с ТБО на региональный уровень;
  • данная услуга должна быть выделена в отдельную строку в платёжных документах граждан за коммунальные услуги. То есть, собственники жилья должны знать, за что они платят;
  • полная замена схемы по обращению с твёрдыми бытовыми отходами;
  • в качестве исполнителя реформы необходимо привлечь региональных операторов;
  • платежи за сбор и вывоз должны формироваться по новой схеме.
Суть мусорной реформы

Основные направления мусорной реформы

Обратите внимание! Плату за сбор и вывоз мусора должны теперь осуществлять все – собственники квартир в многоквартирных домах, владельцы нежилых помещений, жители частных домов, различные товарищества и общества, осуществляющие садоводческую и огородническую деятельность.

 Закон о вывозе мусора

Отдельного закона о мусоре не существует. Мусорная реформа вступила в силу с 01.01.2019 года и является изменениями в Закон № 503-ФЗ. В этом законопроекте сказано, что все регионы, кроме городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, должны были представить к началу прошлого, 2019 года, план по обращению с твёрдыми отходами у себя в регионе.

Выбор регионального оператора происходит посредством проведения публичного конкурса. Те регионы, которые провели конкурс, но по его итогам не выявлен победитель, могут отсрочить выбор регоператора до января текущего, 2021 года. То есть, с наступлением нового календарного года все регионы, список которых представлен в законопроекте, уже должны перейти на новые правила сортировки, вывоза и переработки мусора.

Также у субъектов федерации появилось новое право – самостоятельно устанавливать нормативы по накоплению мусора и определять порядок его сортировки и раздельного сбора. Для городов федерального значения переход на новую систему предполагается начать с января 2022 года. До этого времени идёт подготовительный этап к эффективному внедрению нововведений.

Как формируются тарифы?

Когда речь пошла о нововведениях в «мусорной» сфере, самым спорным вопросом стали тарифы для физических лиц. Ранее они были включены в общедомовые расходы, и собственники жилья «не замечали» их в общей сумме коммунальных платежей.

Тарифы на вывоз мусора

С 01.01.2019 года ТБО вывели отдельной строкой в квитанции за услуги ЖКХ. Многие собственники возмутились высокой платой за вывоз и переработку мусора. Многие считают, что она необоснованно высока. Кроме того, некоторые отказываются платить, поэтому долги перед региональным оператором растут. Отсюда проблемы с вывозом мусора на территориях жилых комплексов и во дворах многоквартирных домов.

Определение платы за вывоз и переработку ТБО – обязанность региональных властей с 2019 года. Но тарифы должны определяться в строгом соответствии с нормативными актами. Формирование их в произвольной форме запрещено.

Кроме регионального законодательства, власти регионов должны руководствоваться Законом № 89-ФЗ. Многие регионы вели расчёт, исходя из годового объёма выбрасываемого мусора для различных категорий собственников. Например, жители ЖК и МКД в год выкидывают меньше мусора, чем жильцы частных домов в сельской местности. Отсюда разница в тарифах.

Кто занимается сбором мусора?

Теперь этим должны заниматься региональные операторы. Выбор такового происходит в каждом регионе с помощью проведения открытого конкурса. В одном регионе может работать несколько операторов.

Если предприятие прошло конкурсный отбор, с ним заключается договор. Как правило, срок его действия – 10 лет и более. Но если подрядчик не будет справляться со своими обязанностями, он будет лишён возможности осуществлять свою деятельность.

Чтобы предприятие или частное лицо могло участвовать в тендере, необходимо соблюсти несколько условий. Основное из них – внесение денежного залога, который будет являться гарантией качественного исполнения обязанностей. Поэтому недобросовестному оператору грозят серьёзные финансовые потери.

Обратите внимание! Если мусор не вывозится не по вине регоператора, то ответственность за загрязнение мусорной площадки лежит на УК, местных властях или собственнике участка, на котором эта площадка располагается.

Реализация реформы

Реализация мусорной реформы

К реализации норм нового законопроекта приступили 70 субъектов РФ с начал прошлого, 2019 года. В 9 регионах принято решение об отсрочке до 2020-2022 года. Причинами тому стали:

  • отсутствие регионального оператора и возможности его выбора;
  • отсутствие необходимых предприятий для переработки мусора;
  • отсутствие возможностей для формирования новых современных полигонов.

В городах федерального значения отсутствует возможность обустройства новых современных полигонов. Поэтому здесь реформа начнёт своё действие позже – с января 2022 года. Пока эти города плавно переходят на раздельный сбор мусора. Однако эти положения не касаются близлежащих областей.

Регион Москва и Московская область: особенности

К 2022 году планируется построить и оборудовать 4 новых мусороперерабатывающих полигона в Московской области. С этого момента ТБО из Москвы будут вывозить туда. Сейчас «московский» мусор складируется в Ярославской области.

Мусорная реформа в Московской области, в отличие от Москвы, начала своё действие с января прошлого, 2019 года. Как показала практика, регион совершенно не был готов к нововведениям в этой сфере. Область должны была перейти полностью на раздельный сбор мусора, для чего были оборудованы мусорные площадки и закуплены разноцветные баки.

На сегодняшний день, в области работает 7 региональных операторов. За 2019 год объём перерабатываемого мусора увеличился с 7% до 20% от общего объёма привозимого. Дополнительно строится ещё 4 полигона с заводами по переработке мусора. Это позволит значительно увеличить объёмы переработки.

Но существует ряд проблем:

  • население крайне недовольно тарифами на ТБО;
  • строительство новых полигонов также вызвало крайнее недовольство;
  • рекультивация ранее работавших полигонов и свалок также доставляет жителям близлежащих населённых пунктов неудобства.

Поэтому власти предприняли меры поддержки. Те собственники помещений, которые живут вблизи полигонов, получили 70% скидки по тарифам на ТБО.

Проблемы мусорной реформы

Регион Санкт-Петербург и Ленинградская область: особенности

Аналогичная ситуация с мусорной реформой в Ленинградской области. Регион оказался не готов к нововведениям, проходят митинги. Существуют явные проблемы с вывозом мусора с площадок. Собственники помещений не хотят платить.

Кроме того, выбранные региональные операторы не справляются со своими задачами. То есть, новый тариф за ТБО включён в платёжные документы с января 2019 года, а по факту контейнеров для раздельного сбора мусора нет до сих пор во многих населённых пунктах области.

Предварительные итоги и проблемы реформы

Россия – большая страна. С введением новых законодательных «мусорных» норм в некоторых регионах стали разделять мусор по разным контейнерам, а в некоторых радуются, что его вообще стали вывозить куда-то. Нередко в деревнях мусорным баком и полигоном служит ближайший овраг.

Подводить итоги ещё рано, но жалобы на некачественную работу регионального оператора, высокие тарифы на вновь оказываемую услугу стали поступать со всех уголков страны. В некоторых регионах были проведены проверки, которые выявили необоснованное завышение тарифов. У региональных операторов тоже проблемы – они столкнулись с тем, что граждане не хотят им платить.

Проблему несовершенной мусорной реформы затронули во время ежегодной прямой линии с Президентом. Ему были заданы вопросы относительно возросшей платы и заваленных мусором дорог. Президент обещал доработать законопроект.

Заключение

Перемены в «мусорных делах» России необходимы. Нельзя допускать образование стихийных свалок, их нужно ликвидировать. Ориентируясь на Европу нужно организовать раздельный сбор мусора, оборудовать современной техникой перерабатывающие заводы.

Заказать бесплатную консультацию юриста