Предприятие в процессе своей деятельности несет определенные расходы, требуемые для удовлетворения производственных процессов. К ним относятся различные закупки, амортизационные мероприятия, зарплата, административные траты. Большое количество различных затрат требует ведения учетных документов, отражающих каждый пункт. Кроме этого, учет накладных потерь нужен для заполнения отчетных бланков по производству.
Содержание
Накладные расходы – это сопутствующие деятельности предприятия траты, не учитываемые в себестоимости товаров и подлежащие разнесению. Предназначение накладных издержек – обеспечение управленческих и организационных процессов, а также связанных с обслуживанием предприятия.
В законодательных документах такого понятия как «накладные расходы» не существует. Отдельным пунктом НК РФ их не выделяет. Однако нормирование накладных трат регламентировано в медицине и строительстве следующими нормативами:
Остальные предприятия самостоятельно выделяют тип таких расходов и закрепляют их в учетной политике.
Накладные издержки не обеспечивают закупку сырья, они не входят в технологические процессы, то есть не участвуют в создании основного продукта предприятия. Но их планируют при составлении смет затрат как фирмы в целом, так и по отдельным подразделениям.
Что входит в накладные расходы? Затраты, имеющие косвенное отношение к производственной активности условно можно разделить на несколько категорий.
Категории | Описание |
---|---|
На руководящий состав | Зарплата Аттестация, переквалификация и прочие методы повышения уровня квалификации |
На обеспечение | Покупка канцелярии, офисной техники и ее содержание |
На процесс организации деятельности цехов | Аренда Амортизация Содержание ОС Оплата простоя Приобретение транспортных средств |
Для обслуживания персонала | Оборудование рабочих мест Приобретение средств защиты Оплата труда Выплаты подоходного налога и отчисления во внебюджетные фонды |
Сопутствующие издержки | Коммунальные платежи Рекламные кампании Получение экспертных заключений |
Вопрос относительно учета накладных расходов, и что это понятен, но для чего такой процесс нужен? Необходим такой учет, чтобы посчитать экономическую эффективность всего процесса и объектов в принципе. Выделив прямые затраты, бухгалтер сможет подсчитать экономическую эффективность каждого объекта, какую он несет прибыль. Легко посчитать чистый доход, но тогда возникает вопрос, как же в целом посчитать эффективность процесса, ведь существуют еще дополнительные траты для реализации продукции.
Важно: для этого необходимо выделить косвенные расходы и разнести их по объектам.
Благодаря такому распределению накладных расходов можно подсчитать траты и убрать лишние объекты, на которых можно сэкономить и повысить доходность предприятия. При этом важно, чтобы они были релевантными, то есть при сокращении неэффективных объектов должны уменьшиться и косвенные издержки. В противном случае сокращение таких объектов может только ухудшить положение и снизить прибыль предприятия.
Определенной методики определения состава и разнесения накладных расходов не существует, но осуществление данного процесса и его внесение в учетную политику компании обязательно для сохранения эффективности бизнеса. В результате составления правильной схемы учета можно формировать качественные управленческие отчеты и отслеживать деятельность.
Важно: распределять косвенные траты можно как на систематической основе, так и разово перед принятием стратегических решений.
Отражение косвенных трат происходит согласно их происхождению и учетной политике компании, например:
Распределение происходит согласно установленной политике компании, но при этом можно использовать один из нескольких методов:
Важно: выбрав один из методов расчета основных и накладных затрат, следует внести его в учетную политику компании и закрепить отдельным положением.
Важным этапом расчета дополнительных трат является определение процента накладных расходов от прямых затрат. Для каждой статьи расходов он установлен индивидуально:
Чтобы начать расчет накладных расходов, следует определить природу их происхождения. На каждом предприятии для расчета накладных расходов формула может быть своя. Главное определиться, к какому процессу они привязаны:
При этом расчет выполняется согласно установленным правилам, исходя из выбранного объекта отчисления. Например, за основу взят фонд заработной платы с определением коэффициента по общехозяйственным накладным затратам, которые должны быть прямо пропорциональны общим затратам предприятия.
В таком случае большинство бухгалтеров определяет суммарную стоимость трат производства по всем статьям хозяйственной деятельности. Далее определяется общая сумма всех накладных расходов. Для этого в смету вносится стоимость одной единицы продукции по каждой категории отдельно.
Важно: расчет себестоимости продукции должен проводиться согласно установленным нормативными документами РФ правилам.
Вариант расчета, формула и основные критерии должны быть указаны в учетной политике компании с учетом опыта прошлых периодов и прогнозируемых изменений в будущем.
Как происходит распределение накладных трат относительно ФОП, можно посмотреть на примере. Например, предприятие занимается производством мебели на заказ.
За месяц рабочие согласно выработке, получили следующую зарплату:
Итого ФОП составил 6 млн. рублей.
Накладные затраты составили 1 млн. рублей.
Пропорция расходов согласно формуле проведена следующая:
Согласно законодательству, некоторые косвенные издержки подлежат нормированию, к таким имеют отношение:
Важно: регулируются все накладные траты, подлежащие нормированию НК РФ в ст. 264, 266, 267, 269, 255.
При вычислении накладных расходов необходимо учитывать установленные законодателем лимиты по отдельным статьям, а также нормы, установленные самим предприятием в учетной политике.
Касается лимитирование косвенных трат медицинской и строительной отраслей.
Регламентируется лимитирование накладных трат в данной отрасли Приказом Минздрава от 1995 года № 60, согласно его положениям в себестоимость медицинской помощи должны входить все понесенные издержки учреждением за истекший год, а именно:
Важно: при расчете используется заработная плата всего персонала с использованием коэффициента 1,5.
Для нормирования применяются Методические указания, регламентированные Постановлением Госстроя РФ. Согласно документу, за основу взята заработная плата всех работников и указаны коэффициенты для каждой строительной отрасли отдельно с учетом региона, в котором происходят работы. Распределяются коэффициенты по следующим работам:
Важно: нормируются издержки на стадии составления сметы и при расчете за выполненные работы. В смету вносятся средние издержки по отрасли, включенные в предоставление услуг или производство.
Накладные затраты — часть работы каждой компании. Они должны быть соизмеримы и не превышать прямые затраты. Их подсчет выполняется по усмотрению компании, и на основании установленной политики. При этом их контроль обязателен, чтобы знать, на какой доход может рассчитывать предприятие, и своевременно его увеличивать путем контроля косвенных издержек.
Заказать бесплатную консультацию юриста