Каждая компания несет траты, но не все они связаны с ее основной деятельностью. Отдельные расходные статьи сопутствующие, необходимые для поддержки жизнедеятельности бизнеса, при этом их учет для оптимизации и контроля расходной части обязателен. Также существуют и непрямые доходы, которые также не имеют отношения к прибыльности по основной деятельности компании. Операционные издержки и прибыль для упрощенной систематизации вносят в прочие.
Содержание
Операционные расходы – это издержки предприятия, которые не имеют отношения к производству товаров или оказанию услуг. Они необходимы для функционирования предприятия.
ПБУ 10/99 четко не определяет термин и не разграничивает потери в результате изменения классификации согласно Приказу № 116н. Как известно, до 2006 года прочие расходы разделялись на внереализационные, операционные и чрезвычайные. Согласно сегодняшним нормам принят упрощенный вариант градации на расходы / доходы для предприятий, действующих в любой отрасли.
Аналогично расходам существуют и прочие операционные доходы – это финансовые поступления, не связанные с реализацией основного продукта. Если нет доказательств непрямой доходности, необходимо прибыль указывать на субсчете 90, как доход от основной деятельности.
Если представить себе комплекс существующих на предприятии трат, то можно сразу же понять, какие расходы являются основными и обеспечивают производство предприятия, а какие из них необходимы для поддержки его функционирования, и это операционные расходы предприятия.
Перечень непрямых издержек регламентирован ПБУ 10/99 п.11, гл.3. согласно документу, к операционным расходам относятся:
Важно: отнести расходы к операционным можно только в том случае, если эти траты не использовались для создания нового продукта или оказания услуг.
Еще существует перечень операционных затрат, относимых к прочим:
В число операционных доходов включены те же пункты, только принесшие пользу предприятию, например, сдача в аренду помещений и прочих активов предприятия, поступления от представительской деятельности, полученные проценты по кредитам или возврат кредиторской задолженности с истекшим периодом давности.
Операционных возникших затрат у предприятия может быть намного больше, все зависит от вида его деятельности, например, для магазина такими издержками являются ремонт помещения и кассового оборудования, выплата зарплаты и взносов во внебюджетные фонды.
Все операционные расходы должны учитываться, и при необходимости уменьшаться без потери качества работы предприятия. Кроме этого их необходимо заранее планировать на такие случаи как простой предприятия, в связи с праздниками или отсутствием деятельности, на период возникновения обстоятельств, не зависимых от предприятия, например, пожар, форс-мажор и прочие.
Среди популярных методов оптимизации расходов можно выделит сокращение фонда заработной платы за счет уменьшения численности работников, но такое решение может негативно сказаться на качестве и количестве производимой продукции.
В результате возникают задержки с поставкой продукции, и как следствие происходят убытки для компании.
После выяснения, какие расходы компании не относятся к основным, нужно разобраться с особенностью их учета. В бухгалтерии они учитываются на счете 91, при этом доходы идут по субсчету 91.1, а расходы по субсчету 91.2.
Важно: записи вносятся в открытые счета накопительно, а по итогам расчетного периода разница между издержками и прочими доходами рассчитывается и вносится на субсчет 91.9 с отображением по дебету убытка, а по кредиту прибыли.
Учет проводится так, чтобы можно было легко провести аналитику по каждой выполненной ранее операции.
Индекс эффективности по возникшим операционным расходам устанавливается управленческим органом на каждой регулируемой компании. Используется один из методов – эффективность инвестиционного капитала или индексации установленных тарифов для оптимизации их уровня.
Учитываются инвестиции, привлеченные для снижения трат, изучается их влияние на уровень издержек на этапе разработки и внедрения плана применения.
Важно: если благодаря внедренной программе инвестирования снизить траты можно на 5%, то и индекс эффективности применяется в 5-процентном значении.
При этом для предприятий:
После установления метода руководящий состав каждые 5 лет проводит контроль деятельности предприятий и анализирует их деятельность путем сравнения. В результате после сравнительных мероприятий определяется индекс эффективности рабочего процесса компаний.
Необходим такой расчет индекса эффективности и сравнительный анализ для определения уровня издержек и поиска путей их оптимизации. Чтобы можно было снизить себестоимость продукции, если она окажется слишком высокой. Коэффициент дает четкое представление какой процент идет на поддержание деятельности компании.
При составлении графической динамики деятельности с использованием коэффициента можно повысить производительность компании совершенно избавившись от издержек.
Чтобы вести эффективную деятельность, необходимо оптимизировать неоперационные расходы – это основная цель управленческого состава. При их снижении наблюдаются темпы развития производительности и доходности предприятия. Факторов, влияющих на уровень издержек существует несколько, и они делятся на внутренние и внешние.
Внешние факторы, влияющие на размер операционных расходов, не зависят от воли и активности компании и к ним относятся:
К внутренним относятся:
Операционные расходы – это траты предприятия, не связанные с основной деятельностью, но они необходимы так как поддерживают жизнедеятельность компании.
Их учет и регулирование обязателен, такой процесс дает возможность оптимизировать размер трат или совсем избавляться от них. За счет оптимизации операционных издержек можно повысить уровень производительности компании.
Для оптимизации используется сравнительный метод, в результате которого определяется эффективный коэффициент.
Заказать бесплатную консультацию юриста