Содержание
Организации попадают в число лишенных доверия аутсайдеров по ряду причин. Данное явление затруднит деятельность на рынке, поскольку моментально произойдет включение в реестр недобросовестных поставщиков.
В мире бизнеса, деловых отношений для урегулирования взаимных обязательств используется заключение контрактов или договоров. Правило позволяет четко разграничить права, обязанности сторон, определить:
Условия проведения соискания потенциального партнера должны обеспечить равные права для всех участников, здоровую конкуренцию и максимальную прозрачность процедуры. В случае невыполнения одного из указанных требований компания имеет право расторгнуть отношения, подать жалобу, потребовать занесения контрагента в список неблагонадежных исполнителей. Меры воздействия могут предусматривать и судебную практику привлечения к ответственности поставщика услуг, предприятия по заявлению заказчика.
Для правого регулирования процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков разработаны два ФЗ под номерами 44 и 223. Они включают критерии, основания для признания контрагента нарушившим установленные правила, нормы. После проведения аукциона, тендера на победителя возлагаются определенные обязательства, подлежащие неукоснительному выполнению.
Злостное уклонение от ответственности влечет за собой процесс включения в РНП, причем строго согласно букве российских законов.
Постановление для данного направления действует с 2012 года, в нем оговорены правила обращения, меры воздействия на нарушителей. Понятие РНП введено для упрощения обозначения группы нарушителей законодательных требований.
Для контроля за внесением информации на государственном уровне на основании жалоб заказчика, формирования перечня недобросовестных поставщиков, создана ФАС, антимонопольная служба РФ (не путать с ФНС). В субъектах Федерации подобные функции переданы местным органам управления. Это 2 официально уполномоченные структуры, обязанные выполнять записи в РНП.
Организации, которым «посчастливилось» оказаться в РНП должны знать о поводах, причинах подобных действий со стороны ФАС. Они включают:
Чтобы избежать попадания в «черный список», необходимо неукоснительно соблюдать договоренности и обязательства, установленные между сторонами-партнерами.
ФАС не только обобщает сведения о недобросовестных поставщиках, но и отправляет их в реестр. Регламент действий, случаи, подпадающие под требования законодательства для создания негативной истории подрядчика, включения в РНП:
Срок рассмотрения, проверки документов для сотрудников антимонопольного ведомства определен в 10 дней. Отсчет начинается не с момента отправки, а с даты получения письма.
В экстренных ситуациях, когда поданная информация не позволяет принять окончательное решение, в адрес заказчика будет направлен запрос на предоставление дополнительных данных. И уже после этого исполнитель гарантированно попадает в РНП.
Много вопросов связано с тем, что включает информация в реестре недобросовестных поставщиков. Каждая запись имеет уникальную кодификацию, по которой на сайте госуслуг в разделе «Закупки» легко найти проштрафившегося исполнителя. Там же будут данные:
Кроме того, может содержаться информация о сумме контракта, сроках проведения аукциона, номер лота, наименование и номенклатура планируемой поставки. Все эти данные находятся в открытом доступе, посмотреть их может любой желающий, бесплатно. Таковы требования, изложенные в статье 104 44-ФЗ, они должны неукоснительно соблюдаться.
Для формирования базы данных РНП на портале госуслуг в обязанности заказчика входит информирование ФАС о нарушителе, своевременная подача требуемых сведений. В них содержатся: наименование исполнителя, ИНН, физический адрес, вид операции, сроки проведения торгов. Непременно приводится причина для включения подрядчика в реестр. При судебном расторжении контрактных обязательств указывается дата проведения заседания, прикладывается решение (копия) суда с подписями и печатями.
Обязательно потребуются данные об условиях проведения торгов, перечне участников. Выписки, справки из протоколов заседаний, на которых проводился выбор поставщика, фиксировалось завершение торгов по закупке, также входят в перечень предоставляемых данных.
Пакет документов подается в четко ограниченный период времени, обычно он составляет от 3 до 5 дней. Более подробно указанные требования представлены в ч.3 статьи 104 44-ФЗ.
Заявитель направляет данные в 2 вариантах – на бумажном носителе или в электронном виде (с цифровой подписью). За несвоевременную подачу данных, предоставление ложной информации предусматривается штраф до 20 тысяч рублей.
Антимонопольный комитет намеренно ограничен в сроках рассмотрения жалоб и заявлений. Это связано с обеспечением законности, соблюдением требований 44-ФЗ. Стандартный срок для принятия решения составляет 10 дней. Если сотрудникам ФАС не хватает полученных данных, в адрес заказчика направляется соответствующее письмо с просьбой разъяснить указанные обстоятельства.
Не стоит полагать, что ответственность по законодательству работает в одном направлении, сосредоточена на получении компромата на поставщиков любыми способами. Предусмотрены правовые нормы и для заказчиков, причем довольно строгие. Если последние попытаются направить недостоверные данные, скрыть факт заключения контракта с недобросовестным исполнителем, на них налагается штраф в размере:
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 107 44-ФЗ, нарушителям законодательства грозит дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная ответственности. Попадают под описанные условия и операторы электронных онлайн-площадок, на которых проводились торги (в случае вмешательства, сознательного искажения информации).
Все нарушения заказчиками правил процедуры разделяются на 2 группы. К первой относится срыв сроков подачи данных. Грозит финансовыми потерями в размере от 20 до 30 тысяч рублей и выше. Вторым строгим нарушением считается подача искаженной информации (документов, справок) о поставщике. Карается штрафом в пределах 30-50 тысяч рублей.
Недобросовестный поставщик, уличенный в злостном уклонении от выполнения договорных обязательств, автоматически подпадает под действие процессуально-правовой системы РФ.
Ему грозит дисциплинарная и уголовная ответственность, при расторжении контракта в судебном порядке истец может потребовать возмещение морального ущерба, потерь, связанных с упущенными возможностями. При этом поставщик имеет право подавать апелляцию, на оспаривание решения, если у него найдется достаточно аргументов для отстаивания своей точки зрения, и он еще не включен в РНП.
Поставщик с меткой «недобросовестный» существенно теряет в шансах на участие в торгах на период продолжительностью в 2 года (с момента зачисления в реестр). Кроме процедуры закупки по требованиям 44-ФЗ проводятся коммерческие тендеры, согласно регламенту, изложенному в 223-ФЗ. Так, даже оказавшийся в РНП поставщик, может попытаться разместить заявку по данной процедуре, если в условиях торгов нет строго оговоренного пункта касательно «черного списка» по 44-ФЗ. В противном случае, если организатор закупки указал необходимым требованием отсутствие участников в реестре по недобросовестным поставщикам, то дорога для таких участников закрыта.
После подачи материалов об инциденте с поставщиком производится рассмотрение информации. Решение принимается комиссионно, не исключено его обжалование в судебном порядке. Судьями принимается во внимание тот факт, что и ФАС допускает ошибки. Поэтому при вынесении вердикта изучаются все точки зрения, обстоятельства, степень вины исполнителя. В судебной практике существуют случаи, когда решение о назначении «наказания», включении в РНП принималось необъективно.
Уклонением от выполнения контрактных обязательств признается такой поступок, который свидетельствует о прямом нарушении законодательных требований, а не декларативное заявление заказчика. Классическим является пример с включением поставщика в реестр на основании фактов:
Ввиду этого данные подрядчика, как уклонившегося от оформления контрактных обязательств, переданы ФАС для внесения в реестр. По итогу судебного разбирательства было установлено, что сбой в системе произошел по независящим от организации поставщика обстоятельствам. Вынесенное антимонопольщиками решение признали недействительным.
Неустойчивое соединение, плохая работа электронных программных продуктов – не редкость. Они способны повлиять на заключение контракта, связь с заказчиком. Если исполнитель предоставит в суд доказательства того, что «уклонение» произошло именно по указанным причинам, он имеет шанс обжаловать решение ФАС.
Подача возражений, жалобы участником торгов осуществляется в письменном виде, с приложением доказательного материала, на основании изложенных в статье 105 44-ФЗ положений. Подписывается документ заявителем или его уполномоченным представителем. В последнем случае основанием для рассмотрения жалобы является нотариально оформленная доверенность. Орган, в который следует подавать документ для обжалования, наделен правом вернуть его без рассмотрения. К определению типичных обстоятельств подобных действий относятся:
Стандартный период времени на возврат без рассмотрения составляет 2 рабочих дня.
РНП находится в открытом доступе на портале http://zakupki.gov.ru, в ЕИС, в подразделе «Контроль и аудит». Доступ к нему не ограничен как для заказчиков, так и для исполнителей. Единственное необходимое условие – наличие действующего подключения к сети интернет. Вся информация бесплатна, не требует регистрации или заполнения сложных, запутанных форм поиска.
Заказчику доступно выявление недобросовестных поставщиков по реестру, в реестре по ИНН. Следует на выбор ввести в поисковую форму ФИО учредителя, ИНН (соответствующий ему код для иностранных поставщиков), идентификатор операции (если он известен). Подходит также информация об организации, выносившей решение о включении исполнителя в РНП. По любому из указанных критериев поисковая машина осуществит проверку наличия компании в «черном списке».
Если поиск не дал результатов, следует изменить условия, ввести больше данных. Настраиваемые фильтры – РНП по 44-ФЗ или 223 (одновременно, поочередно) также упрощают задачу. Отсутствие информации означает, что данная организация в России в реестре не состоит.
В информационный портал встроена функция автоматической оценки поставщика на присутствие в РНП. Делать ничего не нужно, поскольку в процессе формирования протокола выбора поставщика программно выполняется его проверка на лояльность. Это же относится ко второму участнику аукциона, если возникнет такая необходимость. Когда будет сохраняться итоговая запись о завершении торгов, одновременно проводится поиск исполнителей по «черным спискам».
При наличии результата заказчик немедленно получит сообщение. Во время настройки электронного аукциона допускается ввести условие «без присутствия в РНП». Тогда заявки поставщиков с выявленными нарушениями подлежат отклонению, допускать таких участников к закупкам нельзя.
Стандартная продолжительность «заключения» для штрафников равна 2 годам. Досрочное исключение из РНП допускается по факту кассации, обжалования судебного решения для физлица, организации-поставщику. Иные законные способы не предусмотрены.
Без вступления в конфликт с действующим законодательством принять участие в торгах реально по 2 причинам:
Иных легальных вариантов не предусмотрено.
По-другому избавиться от последствий сорванных договорных обязательств нельзя. Сменить фирму, зарегистрировать другую компанию без восстановления деловой репутации также невозможно.
Чтобы сохранять с потенциальными заказчиками здоровые партнерские отношения, не попасть в «штрафной список», необходимо следовать простым правилам:
Также стоит исключить работу по «черным» и «серым» схемам. Открытая, честная деятельность дает не только возможность получать положительный опыт ведения бизнеса, но и несет залог успеха, безукоризненной деловой репутации.
Заказать бесплатную консультацию юриста