Включение организации в реестр недобросовестных поставщиков: причины,процедура, последствия


01.10.2019

Содержание

Организации попадают в число лишенных доверия аутсайдеров по ряду причин. Данное явление затруднит деятельность на рынке, поскольку моментально произойдет включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Формирование системы отношений «заказчик—поставщик»

В мире бизнеса, деловых отношений для урегулирования взаимных обязательств используется заключение контрактов или договоров. Правило позволяет четко разграничить права, обязанности сторон, определить:

  • сроки, объем, порядок поставок;
  • номенклатуру (что поставлять);
  • ответственных лиц, представляющих интересы подрядчика и заказчика;
  • данные для связи (адрес, электронная почта, номер телефона);
  • дополнительные позиции, включая гарантийный срок эксплуатации, условия возврата или отказа.

Условия проведения соискания потенциального партнера должны обеспечить равные права для всех участников, здоровую конкуренцию и максимальную прозрачность процедуры. В случае невыполнения одного из указанных требований компания имеет право расторгнуть отношения, подать жалобу, потребовать занесения  контрагента в список неблагонадежных исполнителей. Меры воздействия могут предусматривать и судебную практику привлечения к ответственности поставщика услуг, предприятия по заявлению заказчика.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

Для правого регулирования процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков разработаны два ФЗ под номерами 44 и 223. Они включают критерии, основания для признания  контрагента нарушившим установленные правила, нормы. После проведения аукциона, тендера на победителя возлагаются определенные обязательства, подлежащие неукоснительному выполнению.

Злостное уклонение от ответственности влечет за собой процесс включения в РНП, причем строго согласно букве российских законов.

Постановление для данного направления действует с 2012 года, в нем оговорены правила обращения, меры воздействия на нарушителей. Понятие РНП введено для упрощения обозначения группы нарушителей законодательных требований.

Уполномоченный орган по ведению реестра

Для контроля за внесением информации на государственном уровне на основании жалоб заказчика, формирования перечня недобросовестных поставщиков, создана ФАС, антимонопольная служба РФ (не путать с ФНС). В субъектах Федерации подобные функции переданы местным органам управления. Это 2 официально уполномоченные структуры, обязанные выполнять записи в РНП.

Основания для внесения в РНП

Организации, которым «посчастливилось» оказаться в РНП должны знать о поводах, причинах подобных действий со стороны ФАС. Они включают:

  1. Немотивированный односторонний отказ исполнителя от оформления документального подтверждения взятых на себя обязательств (контракта, договора).
  2. Уклонение от следования требованиям заключенного контракта.
  3. Привлечение третьей стороны (судебное расследование) по инициативе заказчика для разрыва отношений при выявлении у исполнителя критических нарушений.
  4. Отказ контрактодержателя от продолжения работы (расторжение контракта) из-за грубых ошибок, невыполнения обязательств подрядчиком.

Чтобы избежать попадания в «черный список», необходимо неукоснительно соблюдать договоренности и обязательства, установленные между сторонами-партнерами.

Какова процедура включения в реестр

ФАС не только обобщает сведения о недобросовестных поставщиках, но и отправляет их в реестр. Регламент действий, случаи, подпадающие под требования законодательства для создания негативной истории подрядчика, включения в РНП:

  1. Разрыв отношений, инициированный заказчиком, стандартным образом или в судебном порядке. Контрактодержатель обязан подать в антимонопольный комитет данные на основании требований статьи 104 44-ФЗ. В пакет документов включается письмо с аргументированным изложением причин произошедшего, прикладывается решение суда (копия). Время, отпущенное на данные действия – 3 дня (началом отсчета является дата расторжения контракта).
  2. Победитель торгов, аукциона отказался от оформления договорных обязательств. По условиям сделки право на выполнение работ переходит к следующему участнику. Тогда от заказчика требуется подтвердить данное обстоятельство, передать антимонопольщикам требуемый ФЗ объем информации. В отправление входит выписка с протокольным решением о рассмотрении заявок участников. Ее полноценной заменой является заключение о проведении аукциона, аналогичные по смыслу документы, свидетельства отказа победителя торгов заключать контракт. Это следует сделать по истечении 3 дней после оформления договорных обязательств с участником под номером 2.
  3. Сложнее других выглядит ситуация с единственным участником аукциона. При отказе последнего от продолжения сотрудничества заказчик в течение 5 суток направляет в ФАС уведомление, добавляя требуемые протокольные выписки, заключения.

Срок рассмотрения, проверки документов для сотрудников антимонопольного ведомства определен в 10 дней. Отсчет начинается не с момента отправки, а с даты получения письма.

В экстренных ситуациях, когда поданная информация не позволяет принять окончательное решение, в адрес заказчика будет направлен запрос на предоставление дополнительных данных. И уже после этого исполнитель гарантированно попадает в РНП.

Включаемая в реестр информация

Много вопросов связано с тем, что включает информация в реестре недобросовестных поставщиков. Каждая запись имеет уникальную кодификацию, по которой на сайте госуслуг в разделе «Закупки» легко найти проштрафившегося исполнителя. Там же будут данные:

  • полное наименование организации, включая тип ответственности (ООО, ЗАО, ПАО) и уникальное название. Для физлица в этой строке размещаются ФИО;
  • ИНН для российских резидентов, его аналог для иностранцев;
  • КПП, специальный код, дополняющий информацию о налогоплательщике;
  • страна регистрации;
  • физический адрес полностью, включая почтовый индекс;
  • учредитель;
  • ИКЗ, идентификатор операции закупки;
  • информация об учредителе — ФИО, ИНН;
  • причина внесения в реестр;
  • наименование органа, осуществлявшего регистрацию в РНП;
  • дата включения и год выхода из «черного списка».

Портал поставщиков

Кроме того, может содержаться информация о сумме контракта, сроках проведения аукциона, номер лота, наименование и номенклатура планируемой поставки. Все эти данные находятся в открытом доступе, посмотреть их может любой желающий, бесплатно. Таковы требования, изложенные в  статье 104 44-ФЗ, они должны неукоснительно соблюдаться.

Список документов и условия подачи

Для формирования базы данных РНП на портале госуслуг в обязанности заказчика входит информирование ФАС о нарушителе, своевременная подача требуемых сведений. В них содержатся: наименование исполнителя, ИНН, физический адрес, вид операции, сроки проведения торгов. Непременно приводится причина для включения подрядчика в реестр. При судебном расторжении контрактных обязательств указывается дата проведения заседания, прикладывается решение (копия) суда с подписями и печатями.

Обязательно потребуются данные об условиях проведения торгов, перечне участников. Выписки, справки из протоколов заседаний, на которых проводился выбор поставщика, фиксировалось завершение торгов по закупке, также входят в перечень предоставляемых данных.

Пакет документов подается в четко ограниченный период времени, обычно он составляет от 3 до 5 дней. Более подробно указанные требования представлены в ч.3 статьи 104 44-ФЗ.

Заявление и ответственность за его неподачу

Заявитель направляет данные в 2 вариантах – на бумажном носителе или в электронном виде (с цифровой подписью). За несвоевременную подачу данных, предоставление ложной информации предусматривается штраф до 20 тысяч рублей.

В какие сроки ФАС рассматривает обращение

Антимонопольный комитет намеренно ограничен в сроках рассмотрения жалоб и заявлений. Это связано с обеспечением законности, соблюдением требований 44-ФЗ. Стандартный срок для принятия решения составляет 10 дней. Если сотрудникам ФАС не хватает полученных данных, в адрес заказчика направляется соответствующее письмо с просьбой разъяснить указанные обстоятельства.

Санкции за предоставление ложной информации

Не стоит полагать, что ответственность по законодательству работает в одном направлении, сосредоточена на получении компромата на поставщиков любыми способами. Предусмотрены правовые нормы и для заказчиков, причем довольно строгие. Если последние попытаются направить недостоверные данные, скрыть факт заключения контракта с недобросовестным исполнителем, на них налагается штраф в размере:

  • 15 тысяч рублей для чиновников при исполнении;
  • 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 107 44-ФЗ, нарушителям законодательства грозит дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная ответственности. Попадают под описанные условия и операторы электронных онлайн-площадок, на которых проводились торги (в случае вмешательства, сознательного искажения информации).

Частые нарушения со стороны заказчиков

Все нарушения заказчиками правил процедуры разделяются на 2 группы. К первой относится срыв сроков подачи данных. Грозит финансовыми потерями в размере от 20 до 30 тысяч рублей и выше. Вторым строгим нарушением считается подача искаженной информации (документов, справок) о поставщике. Карается штрафом в пределах 30-50 тысяч рублей.

Правовые последствия для поставщика

Недобросовестный поставщик, уличенный в злостном уклонении от выполнения договорных обязательств, автоматически подпадает под действие процессуально-правовой системы РФ.

Ему грозит дисциплинарная и уголовная ответственность, при расторжении контракта в судебном порядке истец может потребовать возмещение морального ущерба, потерь, связанных с упущенными возможностями. При этом поставщик имеет право подавать апелляцию, на оспаривание решения, если у него найдется достаточно аргументов для отстаивания своей точки зрения, и он еще не включен в РНП.

Поставщик с меткой «недобросовестный» существенно теряет в шансах на участие в торгах на период продолжительностью в 2 года (с момента зачисления в реестр). Кроме процедуры закупки по требованиям 44-ФЗ проводятся коммерческие тендеры, согласно регламенту, изложенному в 223-ФЗ. Так, даже оказавшийся в РНП поставщик, может попытаться разместить заявку по данной процедуре, если в условиях торгов нет строго оговоренного пункта касательно «черного списка» по 44-ФЗ. В противном случае, если организатор закупки указал необходимым требованием отсутствие участников в реестре по недобросовестным поставщикам, то дорога для таких участников закрыта.

Судебная практика

После подачи материалов об инциденте с поставщиком производится рассмотрение информации. Решение принимается комиссионно, не исключено его обжалование в судебном порядке. Судьями принимается во внимание тот факт, что и ФАС допускает ошибки. Поэтому при вынесении вердикта изучаются все точки зрения, обстоятельства, степень вины исполнителя. В судебной практике существуют случаи, когда решение о назначении «наказания», включении в РНП принималось необъективно.

Уклонением от выполнения контрактных обязательств признается такой поступок, который свидетельствует о прямом нарушении законодательных требований, а не декларативное заявление заказчика. Классическим является пример с включением поставщика в реестр на основании фактов:

  • Заказчик не получил от исполнителя в оговоренный срок заверенный электронной подписью проект контракта.
  • Отсутствует (не предоставлен) протокол разногласий.

Судебная практика

Ввиду этого данные подрядчика, как уклонившегося от оформления контрактных обязательств, переданы ФАС для внесения в реестр. По итогу судебного разбирательства было установлено, что сбой в системе произошел по независящим от организации поставщика обстоятельствам. Вынесенное антимонопольщиками решение признали недействительным.

Неустойчивое соединение, плохая работа электронных программных продуктов – не редкость. Они способны повлиять на заключение контракта, связь с заказчиком. Если исполнитель предоставит в суд  доказательства того, что «уклонение» произошло именно по указанным причинам, он имеет шанс обжаловать решение ФАС.

Подача жалобы поставщиком

Подача возражений, жалобы участником торгов осуществляется в письменном виде, с приложением доказательного материала, на основании изложенных в статье 105 44-ФЗ положений. Подписывается документ заявителем или его уполномоченным представителем. В последнем случае основанием для рассмотрения жалобы является нотариально оформленная доверенность. Орган, в который следует подавать документ для обжалования, наделен правом вернуть его без рассмотрения. К определению типичных обстоятельств подобных действий относятся:

  • Поставщик (доверенное лицо) не подтвердил жалобу личной подписью.
  • Текст, изложенные доводы противоречат действующему законодательству (44-ФЗ).
  • Истек установленный срок подачи.
  • Решение по изложенной в жалобе причине ее подачи принято ранее.

Стандартный период времени на возврат без рассмотрения составляет 2 рабочих дня.

Где можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков?

РНП находится в открытом доступе на портале http://zakupki.gov.ru, в ЕИС, в подразделе «Контроль и аудит». Доступ к нему не ограничен как для заказчиков, так и для исполнителей. Единственное необходимое условие – наличие действующего подключения к сети интернет. Вся информация бесплатна, не требует регистрации или заполнения сложных, запутанных форм поиска.

Как проверить организацию на нахождение в РНП?

Заказчику доступно выявление недобросовестных поставщиков по реестру, в реестре по ИНН. Следует на выбор ввести в поисковую форму ФИО учредителя, ИНН (соответствующий ему код для иностранных поставщиков), идентификатор операции (если он известен). Подходит также информация об организации, выносившей решение о включении исполнителя в РНП. По любому из указанных критериев поисковая машина осуществит проверку наличия компании в «черном списке».

Если поиск не дал результатов, следует изменить условия, ввести больше данных. Настраиваемые фильтры – РНП по 44-ФЗ или 223 (одновременно, поочередно) также упрощают задачу. Отсутствие информации означает, что данная организация в России в реестре не состоит.

Как автоматически проверить сведения из РНП

В информационный портал встроена функция автоматической оценки поставщика на присутствие в РНП. Делать ничего не нужно, поскольку в процессе формирования протокола выбора поставщика программно выполняется его проверка на лояльность. Это же относится ко второму участнику аукциона, если возникнет такая необходимость. Когда будет сохраняться итоговая запись о завершении торгов, одновременно проводится поиск исполнителей по «черным спискам».

При наличии результата заказчик немедленно получит сообщение. Во время настройки электронного аукциона допускается ввести условие «без присутствия в РНП». Тогда заявки поставщиков с выявленными нарушениями подлежат отклонению, допускать таких участников к закупкам нельзя.

Срок нахождения в реестре и как выйти из него досрочно

Стандартная продолжительность «заключения» для штрафников равна 2 годам. Досрочное исключение из РНП допускается по факту кассации, обжалования судебного решения для физлица, организации-поставщику. Иные законные способы не предусмотрены.

Как стать участником торгов, если вас внесли в РНП?

Без вступления в конфликт с действующим законодательством принять участие в торгах реально по 2 причинам:

  • проведение коммерческих закупок на основании требований 223-ФЗ;
  • организатор аукциона не акцентировал в условиях присутствие организации в РНП по 44-ФЗ.

ФАС

Иных легальных вариантов не предусмотрено.

По-другому избавиться от последствий сорванных договорных обязательств нельзя. Сменить фирму, зарегистрировать другую компанию без восстановления деловой репутации также невозможно.

Что делать, чтобы не попасть в РНП

Чтобы сохранять с потенциальными заказчиками здоровые партнерские отношения, не попасть в «штрафной список», необходимо следовать простым правилам:

  • Внимательно изучать условия электронных торгов, взвешивать свои возможности соразмерно с требованиями заказчика.
  • Не допускать в документах, декларациях наличия неправдивой, искаженной информации, противоречащей законодательству, требованиям процедуры «Закупки».
  • Соблюдать положения договоров и контрактов, включая полномочия заказчика расторгнуть отношения при выявлении нарушений.
  • Признавать за заказчиком право на выбор исполнителя по собственным критериям соответствия. Они не должны противоречить общепринятым требованиям.
  • Прибегать к отстаиванию своей позиции там, где это уместно. ФАС тоже допускает ошибки, принять объективное решение в сложной ситуации поможет обращение в суд.
  • Действовать в рамках законов РФ, в правовом поле, не допуская перехода на личности, оскорбления.
  • Избегать заведомо конфликтных ситуаций, судебных расследований. Завершение суда в пользу заказчика автоматически влечет включение в РНП по инициативе последнего.

Также стоит исключить работу по «черным» и «серым» схемам. Открытая, честная деятельность дает не только возможность получать положительный опыт ведения бизнеса, но и несет залог успеха, безукоризненной деловой репутации.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Пользовательское соглашение