Гражданский кодекс предусматривает возврат потребителем товара ненадлежащего качества, обмен его на новый или возвращение потраченных денег. Чтобы не возникало спорных ситуаций и судебных разбирательств, четко придерживайтесь сроков и условий, позволяющих это сделать.
Содержание
На протяжении жизни человек потребляет различные ресурсы – еду, воду, одежду, электроэнергию, интернет. Юридические лица также являются потребителями, поэтому различают потребление:
В 1992 году начал действовать ЗоЗПП. В СССР контроль качества осуществлялся путем надзора государственных структурных подразделений, в основном в торговой и производственной областях.
Население нуждалось в качественных товарах, что способствовало принятию закона о ЗПП.
Положения ГК РФ и статьи 25:
Потребитель обладает исключительными правами вернуть или обменять купленный товар в течение 14 дней, не учитывая день покупки.
Возврат товара ненадлежащего качества – возможность, которая дается законом о защите каждому гражданину. Можно вернуть некачественный товар в магазин, есть вариант:
Доказательством покупки вещи при отсутствии товарного чека служат свидетели, фото, видеосъемка.
Возврат денежных средств за изделие несоответствующего качества:
Обмен изделия на аналогичный происходит путем устного обращения к продавцу. Когда в законных правах отказано, следует подать письменную претензию руководству. Если и здесь потерпели фиаско, разобраться в сложившейся ситуации поможет суд.
При оказании услуги ненадлежащего качества клиент вправе требовать:
Законодательством предусмотрено на ликвидацию недостатков 20 дней.
Товар несоответствующего качества:
Недостатки классифицируются на:
Диагностика выявляет недостатки:
Разновидности недостатков:
При выявлении бракованной продукции покупатель вправе обменять его на однотипный, заменить на другую модель с возмещением разницы, приобрести товар как уцененный, отремонтировать за средства продавца, разорвать договор и потребовать полного возврата материальных средств.
Существует перечень товаров, не подлежащих возврату. Продовольственные товары возвратить или обменять очень нелегко, но в некоторых случаях допустимо.
Товары, которые не подлежат обмену:
Продавцам не разрешено вносить дополнения в перечень.
В 2011 году в список включили сложнотехнические товары.
К инновационным товарам принадлежат:
Поэтому перед покупкой технически сложной продукции рекомендуется внимательнее отнестись к выбору и профтестированию.
В двухнедельный срок вернуть/обменять товар возможно и без дефектов.
Условием обмена/возврата служит устная или письменная жалоба. Перед заменой следует удостовериться, что фактором неисправности не послужило использование не по правилам. В сомнительной ситуации продавец вправе воспользоваться услугами независимой экспертизы.
В перечень изделий, не подлежащих замене, попадают бракованные товары, находящиеся на гарантии. Срок в 2 недели на них не распространяется. При отсутствии аналога продавец обязан вернуть деньги.
На возврат (обмен) предусмотрено 14 дней, по истечении этого времени товар с небольшим изъяном возврату не подлежит.
Должны соблюдаться следующие условия:
При отсутствии аналога продавец должен заказать и обменять его в срок до 20 дней или произвести замену на другую модель с учетом разницы в цене.
Для возврата по гарантии важно:
Для защиты интересов продавца требуется результат независимой экспертизы (обычно 10 дней), которая подтверждает или опровергает наличие дефекта.
В основном экспертизу проводит продавец, но если эксперт докажет вину потребителя, стоимость работы обяжут оплатить его.
Рассмотрим порядок возврата бракованного товара.
По действующему законодательству защиты прав потребителей продавец должен принять возврат товара ненадлежащего качества. Если он не уверен в плохом качестве, сделать независимую экспертизу. Когда внешнего брака нет, менеджер по продажам часто ссылается на поломку самим покупателем во время использования. НЭ устанавливает не только существование дефекта, но и причину и время, когда он возник.
Таким образом, расход на экспертную процедуру и перевозку крупногабаритных изделий берет на себя продавец, обязательно предупредив потребителя о времени и месте ее проведения.
Если эксперт доказывает наличие брака в практике, не по вине потребителя, возврату подлежит любой товар.
Когда менеджер по продажам отказывает в принятии или обмене изделия ненадлежащего качества, обращайтесь с иском в суд.
Производитель для каждой вещи устанавливает срок гарантии, в течение которого клиент вправе вернуть товар, если обнаружен брак.
Претензия предъявления изготовителю возможна в период гарантии и срока годности изделия. Если срок годности не установлен производителем, его определяет законодательство, это 2 года с момента приобретения изделия.
Возврат денег происходит в полном объеме, независимо от того, насколько упала стоимость вещи из-за эксплуатации и внешнего вида.
При возврате бракованной продукции, находящейся на гарантии, у продавцов розничной торговли возникают трудности отображения в бухгалтерском учете (товарно-транспортные накладные, уплата налогов). Бракованные изделия обмениваются на новые той же модели или иные с корректировкой стоимости, это необходимо помнить.
Замена происходит на основании покупательского заявления, документа по гарантийному ремонту, товарного паспорта.
В бухгалтерии возврат оформляется товарной накладной (2 шт.).
Когда купленное изделие не соответствует заявленному качеству, с браком или сломано, потребитель вправе вернуть его и забрать деньги. Это право указано в статье 503 Гражданского Кодекса РФ.
Для такого возврата необходимо, чтобы гарантия на изделия еще не закончилась. Есть возможность требовать деньги и после окончания гарантийного срока, но уже с изготовителя и в судебном порядке, доказывая производственный брак.
В возврате денег важно как можно быстрее выявить брак, тогда есть все шансы на решение спорного вопроса в досудебном порядке. Особенно это относится к инновационным товарам (к примеру, телефонам). На выявление брака и возвращение отводится 15 дней.
Налоговое законодательство снимает с потребителя обязанности по уплате налоговых сборов за приобретение товаров низкого качества.
На восстановление справедливости клиент имеет право не больше 2 лет со дня покупки бракованного изделия.
Решением судебного процесса предусмотрено возмещение затраченных финансов на товар, адвоката, независимую экспертизу и моральный вред.
Кроме суда, заявление в письменной форме рассматривает Роспотребнадзор.
При отказе продавца принять заявление, отправьте письмо с уведомлением о получении и сохраните почтовую квитанцию.
Сложно возвратить приобретенную вещь при отсутствии чека, но при подтверждении покупки это допускается.
Возможные варианты доказательств:
Согласно 5 пункту 18 статьи ЗоЗПП, отсутствие квитанции не является основанием для отказа обмена бракованной вещи на новую.
После покупки вещи зачастую выбрасывается чек и упаковочная тара. При этом магазины отказываются принимать бракованные изделия без производственной упаковки. Законодательство предусматривает возврат потребителем товара ненадлежащего качества в упаковке и без (нигде не написано, что упаковка хранится и возвращается), но на практике не каждый суд встанет на сторону клиента.
Клиент вправе обменять качественную непродовольственную вещь на другую, более подходящую, в течение двухнедельного срока. Если магазин не в состоянии подобрать рациональный вариант, договор купли-продажи расторгается. Обязательное условие – сохранение товарного вида (пломбы, бирки на месте, без следов употребления, вещи не постираны).
Бракованная вещь дает право на:
Если упаковочная тара – неотделимая часть товара, закон примет сторону продавца.
В суде производственная тара является обязательным условием, а предоставленная магазином для защиты вещи при пересылке, доставке – нет.
Вернуть бракованный товар, бывший в употреблении, без заводской упаковки целесообразно в период гарантийного срока.
Шаблон действий при обмене бракованного товара, оформленного в кредит:
Порядок действий применим при оформлении кредитного договора с микрофинансовыми структурами, банками, ломбардами.
Законодательство защищает не только потребителя, но и продавца. Работник торговли имеет все основания:
Потребитель вправе вернуть/обменять продукцию в течение 2 недель, однако работник торговли имеет право отказать, если время вышло. Также возможен отказ при наличии внешних повреждений.
Вернуть продукт продавцу возможно в любом случае, независимо от того, каким образом он приобретался, удаленно или в магазине.
Обязательное условие – сохранение товарного вида, отсутствие признаков эксплуатации, сохранение заводских бирок, пломб, упаковки.
Когда не предоставляется письменной информации о процессе возврата, у потребителя есть 3 месяца. При возврате продукта, приобретенного дистанционно, пересылку оплачивает покупатель.
При отсутствии адреса всю необходимую информацию потребитель получает на сайте налоговой, при вводе ИНН компании.
Сайт продавца обязан содержать информацию по процедуре возврата и форму для общения с менеджером по продажам. Почти у каждой торговой площадки в интернете присутствует образец претензии на возврат товара ненадлежащего качества. Потребуется бланк скачать и распечатать, заполненный приложить в посылку с возвратом.
При отсутствии формы, пишите претензию от руки:
Вернуть заказ возможно через:
Финансовые ресурсы возвращаются в 10-дневный период с момента получения посылки получателем.
Когда приобретенный товар соответствующего качества, но потребитель настаивает на замене из-за иных габаритов, модели, палитры, покроя или укомплектовки, эти факторы не повод для обмена.
Законодательство дает менеджеру по продажам полное право ответить отказом на возвращение или замену товара, если:
Отсутствие чека требует подтверждения свидетелей или видеокамеры.
За несоблюдение сроков удовлетворения требований продавец обязуется выплатить неустойку (1% от цены продукта за ежедневную просрочку).
К примеру, клиент потребовал заменить продукцию 2 января. По закону на выполнение этого действия отводится 20 дней, но замена совершилась 30 января. Просрочка – 8 дней.
За несоблюдение сроков клиент получает выплату в размере 9% стоимости продукта на 30 января. Выплачивание неустойки по замене товара происходит добровольно.
Покрытие неустойки не снимает с продавца ответственности за удовлетворение требования покупателя. Клиент вправе предъявить работнику торговли или изготовителю претензию о возмещении имущественного и морального вреда. Если клиент не был проинформирован до приобретения, убытки возмещаются. При авансе клиент вправе требовать неустойки.
Если в возврате/обмене бракованной вещи отказано, обратитесь в суд с исковым заявлением. Если сумма искового заявления меньше 50 тысяч рублей, рассмотрением дела занимается мировой суд, при более высоких требованиях – городской. Место нахождения суда выбирает истец.
В исковом заявлении указываются:
К заявлению присоединяют копии документов и пожелания о компенсации материального и морального вреда.
Период изучения поданного иска мировым судом 1 месяц, городским – 2 месяца. При несогласии с судебным решением продавец/покупатель вправе его обжаловать. Апелляция решения мирового суда выполняется в городском, а городского – в областном.
Система законодательных актов сегодня ориентирована на защиту прав потребителей. Права работников торговли ограничены. При возникновении споров – обращайтесь к юристам.
Заказать бесплатную консультацию юриста