Содержание
Приобретая импортные высокотехнологичные устройства, потребитель сталкивается с ситуацией, когда производителем устанавливаются приложения зарубежных разработчиков в русскоязычном варианте. Владельцам приходится самостоятельно устанавливать популярные российские приложения. Новый закон призван освободить потребителя от дополнительных хлопот по дооснащению приобретения программными продуктами, создать конкурентную среду, предоставить покупателю право самостоятельного выбора.
Закон вступил в силу с 01.06.2020 г. Инициатор нововведения –Федеральная Антимонопольная Служба России. Закон призван снизить диктат монополистов на Российском рынке. Показательный пример – конфликт между «Яндекс» и Google.
Российская компания обратилась в ФАС с жалобой на то, что корпорация Google использовала доминирующее положение на рынке для запрета предустановки приложений «Яндекс». Речь шла о ряде смартфонов на операционной системе Android, которая принадлежит Google. В результате корпорация Google заплатила штраф и сняла ограничения.
На данный момент (март 2021 года) в правительстве активно обсуждается инициатива о предустановке поиска от Яндекс на все смартфоны продаваемые в России.
Закон о предустановке российского софта обязывает устанавливать на высокотехнологичные товары российский программный продукт до момента поступления изделия в продажу. Российский софт не заменяет установленные приложения зарубежного происхождения, а дополняет. Покупатель сам выбирает, какие приложения активировать, какие нет.
Перечень товаров, порядок предустановки определяется правительством РФ. Точной информации о том, кто обязан устанавливать отечественные приложения, пока нет. С высокой вероятностью, это будет или производитель, или дистрибьютор. После вступления закона в силу правительство составит перечень приложений, обязательных к установке, и список уполномоченных разработчиков.
Закон призван решить нескольких задач, которые повышают степень защиты прав потребителей. При успешном воплощении покупатель получает ряд преимуществ:
Важно качество софта. Ухудшение работы прибора при использовании российских программ сделает применение закона бесполезным, а то и вредным.
Перечень товаров, которые попадают под действие закона, конкретно не определен. Используется расплывчатая формулировка «технически сложные товары с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин». Правительством периодически утверждается базовый перечень технически сложных товаров. Из изделий, оснащенных программным обеспечением, в него входят:
Точный список утвердит правительство. Экспертное мнение таково, что в него однозначно включат компьютеры, смартфоны, телевизоры с технологией Smart TV.
Разработчиками закона о предустановке российского софта предполагается, что на гаджеты будут устанавливаться бесплатные приложения российских производителей, которые не оказывают влияния на работу операционной системы. И тут точный список не утвержден.
Большинство импортных приложений имеют российские аналоги. Браузеры и поисковики – «Рамблер», «Яндекс», «Mail.ru». Музыкальные сервисы – «Яндекс Музыка» и так далее. Сервисом «Госуслуги» пользуется 90 миллионов человек, и аналогов нет.
Институтом развития интернета подготовлен список приложений, альтернативных импортным, который будет служить базой для утверждения окончательного перечня.
Закон вступил в силу с 1 июля 2020 года. Реализация закона может вызвать сложности. С технической стороны препятствий нет. Проблема в том, что производители смартфонов не приветствуют установку сторонних приложений. Если китайские производители охотно адаптируют изделия к условиям страны, где они продаются, то другие в этом вопросе проявляют консервативность.
Google, Аpple, Samsung коллективно обратились к Владимиру Путину с письмом о том, что новый закон нарушает принципы ВТО, поскольку создает преференции отечественным разработчикам. Утверждается, что это приведет к монополизации российского рынка программных продуктов и снижению деловой активности.
Камнем преткновения станет вопрос, кто должен устанавливать отечественный софт, как он будет устанавливаться, платно или нет. Это может привести к длительным согласованиям, затягивающим срок реализации закона.
Мнения экспертов по поводу принятия закона разделились. Часть считает его нужным и полезным, оппоненты утверждают обратное.
Для потребителей одни плюсы, если российский софт будет устанавливаться бесплатно и не повлияет на цену товара. В их распоряжении будет больше предустановленных приложений, лучше адаптированных к российским условиям. Пользователь сможет сравнивать и выбирать приложения без дополнительного скачивания программ.
Единственное, от чего может пострадать потребитель, это уход производителей с российского рынка. Многие считают, что закон направлен против корпорации Аpple. Объем продаж Аpple на российском рынке внушителен, но составляет лишь 1,5% от общей выручки компании на мировых рынках. Обязательство предустанавливать российский софт, чему они активно сопротивляются, может привести к прекращению официальных продаж в России. Тогда пострадает многочисленная армия поклонников iPhone. Но это экстремальный вариант развития событий.
Для владельцев российских приложений закон даст позитивные результаты. У них вырастет количество пользователей, что само по себе успех. Если предустановка будет платной, у них увеличатся прибыли. На рынке снизится предложение нелицензированных копий.
Для разработчиков программ расширятся возможности, поскольку без господдержки им трудно конкурировать с западными программистами, чьи бюджеты несоизмеримо выше.
Дистрибьюторы, если их обяжут предустанавливать софт, понесут дополнительные затраты. С высокой долей вероятности эти затраты будут включены в цену товара. Если производители будут поставлять продукцию с уже установленными российскими программами, для дистрибьюторов ничего не изменится.
Важно, как будет реализован закон. Ясности здесь пока нет. Любые перегибы приведут к негативным последствиям. Главная опасность – ухудшение качества российского софта. Излишнее рвение в реализации положений закона приведет к тому, что разработчики софта будут акцентировать внимание на включении в реестр, подлежащий обязательной установке. Создание конкурентного продукта, в котором заинтересован производитель, уйдет на второй план.
Кроме того, могут быть задержки поставок зарубежных новинок в Россию. Возможен уход производителей с российского рынка, если они не считают его стратегическим.
Заказать бесплатную консультацию юриста