Уровень безопасности на дорогах, не в последнюю очередь, зависит от степени практической и теоретической подготовленности участников движения. Кандидаты в водители уже успели привыкнуть к тому, что полученные ими знания и умения будут проверяться в три этапа (два из которых они пройдут по месту обучения). И вот в конце 2019 года профильное министерство внесло изменения в порядок приемки практического экзамена. Так называемый Закон об автошколах 2020 года (а на самом деле изменения в Постановление о допуске к управлению ТС №1097) предлагает объединить две практические части испытания и передать их под контроль ГИБДД.
Содержание
Порядок допуска граждан к управлению автомобилем и выдачи им водительских удостоверений регулирует сразу несколько постановлений и приказов профильных ведомств:
Каждый из документов направлен на обеспечение максимально полного и объективного контроля за подготовкой будущих водителей (и косвенно, качеством работы обучающих их лиц). До октября 2020 года общая схема проведения экзаменов останется прежней:
Последние нововведения (совмещение «города» и «площадки») призваны убрать «лишний», по мнению властей, этап испытания на полигонах автошкол. Теперь начальные навыки вождения будет проверять экзаменатор от ГИБДД (с 1 октября 2020 года).
Важно! Практический экзамен для мотоциклистов будет все так же проводиться на закрытых площадках и после 1 октября 2020 года.
С 2020 года вводится ограничение по минимальному возрасту обучающегося вождению (этот термин тоже, кстати, появился в ПДД только с 2020 года). Так, к учебной езде на дорогах допустят, п. 21.4 ПДД:
К практическим занятиям при вождении ТС, предназначенных для перевозки 8 и более пассажиров, с 18 лет допустят только тех, кто проходит военную службу и прошел соответствующее профобучение.
В соответствии с требованиями ст. 26 закона №196-ФЗ сами права на управление ученики получат не ранее своего совершеннолетия, за исключением случаев, когда:
Несколько расширен список документов, необходимых для допуска к экзамену и получения прав. До 2020 года в комплекте с заявлением установленного образца подавались:
С начала 2020 года кандидату в водители придется подтверждать документально свое право на льготу по уплате госпошлины, размер которой предусмотрен ст. 333.33 НК:
Подать заявление и все приложения к нему можно и дистанционно, через единый портал Госуслуги. Для этого достаточно подписать документ простой цифровой подписью гражданина.
Полезно знать! Оплатить пошлину также можно через портал Госуслуги. В этом случае будущий водитель сэкономит 30% стоимости (например, 1400 руб. вместо 2 000 руб. за национальные права), ст.333.35 НК. Скидка будет действовать до конца 2020 года.
Законодатели также усилили контроль над процедурой представления документов иностранного происхождения. Теперь в допуске к экзамену будет отказано, если заграничное удостоверение не будет соответствовать требованиям международных договоренностей РФ или будет предоставлено без заверенного перевода. Если же по каналам межгосударственного информирования выяснится, что кандидат-иностранец был лишен права на управление ТС или его документ недействителен, то ГИБДД могут аннулировать результаты уже сданных экзаменов.
Кроме того, с 2020 года могут отказать в назначении испытания, если:
Принимать экзамены в ГИБДД может только тот сотрудник, который соответствует обязательным минимальным требованиям:
Ни в одном из этих документов не оговаривается, что экзаменатор должен проявлять безусловную объективность при проведении испытания. Хоть это и подразумевается, случаи разногласий между кандидатом и проверяющим не так редки.
С октября 2020 года у потенциальных водителей появится возможность досудебного обжалования неудовлетворительных результатов испытания. Предполагается, что делать это будут в порядке, который предусматривает раздел V Регламента. В данном приказе приведены два возможных срока рассмотрения жалоб – 5 или 15 рабочих дней.
Для того, чтобы лицо, не сдавшее экзамен по вине инспектора, могло доказать свою правоту, в Регламенте МВД предусмотрена возможность истребования видео- и аудиозаписей того, что происходило во время испытания, пп. 172-173 Приказа №995. Сохранность таких материалов должна обеспечиваться, минимум, в течение 30 дней.
Важно! Даже если кандидат сможет доказать, что экзаменатор допустил ошибку при оценивании его навыков, попытка не будет засчитана как успешная. Просто ее не зачтут как несдачу. А саму проверку практических умений на дороге придется пройти еще раз.
Объединение двух частей практического экзамена в одну вызвало наибольшее количество возражений и споров как со стороны образовательных заведений (особенно тех, которые в свое время потратили немалые средства на переоборудование своих автодромов и внедрение автоматизированных систем), так и со стороны обучающихся там лиц.
Пока нет ясности, как будут проверять первоначальные навыки, Тем более что правила по-прежнему допускают использование закрытых площадок. Отдельно об этом указано в отношении кандидатов, открывающих категории «А», «М», «В1» и «А1».
С 1 октября 2020 года сложнее придется тем ученикам, которые хотят продемонстрировать свои навыки в управлении ТС из других категорий (легковые, грузовики и для перевозки 8 и более пассажиров). Свой практический экзамен они будут сдавать на проезжей части с активным движением. Маршрут будет прокладывать проверяющий в соответствии с Приложением 2 к Правилам из Приказа №1097 (в редакции от 2019 года).
Задания, которые должен будет выполнить кандидат, теперь будут определять в соответствии с обновленным п. 14 Правил допуска (Приказ №1097). К примеру:
С 1 октября 2020 года из Приложения 2 исчезнет перечень заданий, однако добавятся требования к выбору условий проведения экзамена. Так, экзаменатор обязан будет выбрать такой участок проезжей части, на котором есть:
Потенциальные маршруты должны быть утверждены заранее, а их схемы размещены на стендах в подразделениях ГИБДД или на сайте инспекции (гибдд.рф).
Несколько изменились и сроки проведение повторной проверки знаний и умений.
Вид экзамена | До 30 сентября 2020 года | С 1 октября |
---|---|---|
Допуск к практике после сдачи теории | В течение последующих 6 месяцев | В течение полугода после теории |
Вторая попытка после первого провала | Не ранее, чем через 7 календарных дней | В период не ранее 7 и не позднее 60 календарных дней |
Третья и последующие попытки | Не ранее, чем через месяц (30 календарных дней) | Не раньше, чем через месяц, но не позднее чем, истекут 3 месяца после провала |
Пересдача теоретической части может быть назначена не раньше, чем через неделю и не позднее, чем через месяц. Третья и последующие попытки будут назначаться уже в период с 31-го и до 90-го дня после несдачи.
Если кандидат не смог пройти практическое испытание в течение 6 месяцев после экзамена по теоретическим вопросам, ему придется пройти весть этот путь заново:
Важно! Кандидат в водители имеет право подать заявление о переносе сроков сдачи экзаменов на более поздние даты.
Всех участников ситуации (кроме тех, кто успеет сдать последние экзамены до 1 октября 2020 года), теперь волнуют два вопроса:
Начинающие водители боятся, в основном, последнего, но инспекторы настаивают на том, что их задача обеспечить подготовленность будущих участников автомобильного движения к любой практической ситуации.
Заказать бесплатную консультацию юриста