44 ФЗ о Госзакупках



Последнее обновление:

Российское законодательство не стоит на месте. Постоянно в законопроекты вносятся различные изменения. Закон № 44-ФЗ не стал  исключением. С января  2019 года, в него внесены очередные изменения. В частности, происходит переход на электронные закупки.

Основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

У государства и государственных предприятий есть свои нужды, которые необходимо удовлетворять. Уже несколько лет идёт разработка таких нормативных актов, которые  бы позволили эти нужды удовлетворить, но с максимальной прозрачностью и под максимальным контролем. Для этого был принят закон № 44-ФЗ, который является основным регулятором в сфере государственных закупок.

44 ФЗ с изменениями 2019 и комментариями необходим к изучению тем, кто решил заняться государственными закупкам с целью удовлетворения потребностей государства в лице федеральных, муниципальных и региональных органов власти. В данный закон постоянно вносятся какие-либо изменения. Цель принятия поправок – сделать закупки в пользу государства наиболее прозрачными.

Данный закон был принят 05. 04. 2013 года, а вступил в свою законную силу 01. 01. 2014 года. По настоящее время в него вносятся поправки и изменения с целью наиболее эффективного удовлетворения целей, для которых он разрабатывался и принимался.

Когда только реализовывались первые положения данного закона, была создана единая информационная площадка (специальная электронная система), на которой размещалась вся необходимая информация о том, в каком виде и каким образом будет осуществляться та или иная закупка. Практически все закупки осуществляются через эту единую систему. Исключение составляют те контракты, которые заключаются с единственным поставщиком на основании ст. 93 Закона. Все сведения о поставщиках и покупателях попадают в Единую информационную систему.

Для заключения контрактов с помощью этой системы, все участники должны иметь электронную цифровую подпись. Это сделано для того чтобы все сделки заключались с максимальной прозрачностью и не было сомнений в том, что контракты не поддельные. ЭЦП – это специальный инструмент, который позволяет пользователю не только войти в Единую информационную систему, но и подписать контракт. Затем все сведения о заключённой сделки выгружаются в эту систему, и становятся доступными для других участников.

 

Комментарии к самым важным статьям закона

Закон № 44-ФЗ определяет основные принципы совершения закупок для удовлетворения нужд государства. Как в других нормативных актах, в нём есть содержание – основные статьи и положения, которые определяют основную суть. Ч. 1 ст. 1 44 ФЗ – здесь прописаны основные сферы деятельности, которые попадают под действие данного закона. В этой статье указано, что действие закона распространяется на:

  • планирование закупок;
  • определение круга поставщиков для заключения того или иного контракта;
  • заключение контракта, имеющего гражданско-правовую природу;
  • проведение квалифицированного аудита в сфере закупок;
  • осуществление квалифицированного и законного контроля над соблюдением норм действующего закона.

обеспечение заявки по 44 фз

Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности:

  • регулируемые нормами международного законодательства;
  • связанные с закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц, которые в силу действующего законодательства, находятся под защитой государства.

Статья 44 закона 44 ФЗ регулирует обеспечение заявок для участия в конкурсах и аукционах, проводимых с целью выявления участников государственных закупок. Здесь сказано, что:

  • каждый заказчик должен разработать, утвердить и установить требования, по которым будут приниматься заявки для участия в конкурсах и аукционах, если начальная цена контракта превышает 5 млн. рублей;
  • обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии;
  • при предоставлении документации для участия в конкурсе или аукционе, заказчик должен указать сумму обеспечения;
  • в п. 6 ст. 44 ФЗ 44 сказано, что требования об обеспечении заявки распространяется на всех участников госзакупки. Исключением являются государственные и муниципальные учреждения, которые не обеспечивают свои заявки для принятия в конкурсе;
  • иные положения.

Для того чтобы стать участником закупок для удовлетворения нужд государства, необходимо знать, какие требования предъявляются к ним:

  • соответствие нормам Закона № 44-ФЗ;
  • поставщик не может находиться на стадии ликвидации или банкротства;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена на законодательном уровне;
  • поставщик не имеет долгов по обязательным платежам и сборам;
  • поставщик не должен иметь судимость за экономические преступления;
  • подписываемый контракт не должен вызывать конфликта интересов;
  • поставщик не должен относиться к организациям, которые имеют признаки «оффшорности».

Чтобы сделка стала государственной закупкой, необходимо соблюдение следующих условий:

  • она заключается через специальный сайт;
  • заказчики обязаны указать свои данные в системе;
  • поставщики проходят процедуру обязательной аккредитации на электронных площадках;
  • каждый поставщик имеет право самостоятельно найти интересный заказ на площадке госзакупок, а затем принять участие в аукционе;
  • стороны выполняют свои обязательства на основании контракта.

Согласно Закону № 44-ФЗ осуществлять партнёрство можно только с одним поставщиком.

 

История редакций и изменений

Закон изменялся несколько раз. Государственная Дума постоянно принимает меры того чтобы сделать государственные закупки как можно более прозрачными. Самое первое изменение было от 02. 07. 2013 года в редакции законе № 188-ФЗ. Но наиболее значимые изменения были внесены в 2016 году и Законом № 519-ФЗ от 27. 12. 2018 года.

Закон № 44 ФЗ «О госзакупках» в последний редакции 2019 вступил в силу с 01.01.2019 года.

 

Изменения 2019 года

Какие же последние поправки были приняты в 2018 году, если они значительно повлияли на Федеральный Закон № 44-ФЗ в 2019 году. Это краткий обзор:

  • происходит переход на электронные аукционы и закупки. Осуществлять они будут законными способам в виде аукциона или конкурса, также запроса котировок и запроса предложений. Но некоторые закупки будет разрешено проводить в бумажном виде. Это коснётся контрактов, заключаемых в военное время или в период чрезвычайных ситуаций, а также в тех случаях, которые предусмотрены статьях 75 и ст. 111. 1 Закона № 44-ФЗ;
  • обязательная регистрация участников закупок в ЕИС, а также создание ЕРУЗ. ЕИС – единая информационная система, в ней должны регистрироваться все участники государственных закупок, ЕРУЗ – это единый реестр участников закупок. В него вносятся сведения и информация автоматически после того, как тот или иной участник зарегистрируется в ЕИС. Для прохождения регистрации в системе участник должен иметь ЭЦП;
  • меняется порядок аккредитации поставщиков. Теперь она возможна только через ЕИС.
  • ранее поставщикам, которые участвуют в торгах на множестве площадок было неудобно пополнять счет для обеспечения заявок и исполнения контрактов на нескольких площадках, теперь проблема решена. Участник закупки должен открыть один спецсчет (в любом из аккредитованных банков), на котором будут блокироваться средства на период торговых процедур.

ЕИС 44 ФЗ

Это основные изменения, которые были внесены в Закон № 44-ФЗ. Но, есть ещё и «дополнительные» поправки, которые внесены в другие нормативные акты и ФЗ, но они имеют прямое отношение к осуществлению госзакупок. Кратко:

  • увеличение НДС до 20%. Новая ставка налога должна учитываться заказчиками, когда они рассчитывают максимальную цену контракта. Но как быть с теми контрактами, которые были заключены до повышения ставки? Цена контракта остаётся неизменной на протяжении всего периода его действия. Поэтому повышение НДС ложится на плечи исполнителя. Но, если стороны придут к компромиссу, они могут изменить цену контракта ровно на столько, сколько того требует повышение НДС;
  • дополнительные преференции для лекарственных препаратов, вощимых в Россию из стран ЕАЭС. Все лекарства, которые производились на территории страх, входящих в ЕАЭС, имеют 15% льготы в ценовой политике при проведении госзакупок;
  • приняты изменения в отчётности по закупкам, которые осуществляются представителями малого бизнеса. Теперь таким поставщикам разрешили включать в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • изменился порядок расчёта платежей по госконтрактам с выплатой аванса. Есть 2 варианта проведения расчётов. Это – равномерная оплата всех последующих этапов сотрудничества. Если таких этапов нет, то окончательная сумма к оплате равна разнице между стоимостью контракта и уже выплаченным авансом;
  • ужесточение антидемпинговых мер. Если при первоначальной стоимости контракта выше 15 млн. рублей, во время торгов происходит падение цены более чем на четверть, то размер обеспечения должен быть увеличен в 1,5 раза. Кроме того, нужно будет подтвердить добросовестность исполнителя;
  • государственные и муниципальные учреждения больше не должны предоставлять обеспечение контракта;
  • отмена внешней экспертизы, если контракт был заключён с помощью несостоявшихся электронных процедур.

Это те поправки в Закон № 44-ФЗ, которые вступили в силу с 01. 01. 2019 года. Но с 01. 03. 2019 года для обязательного использования введён Единый агрегатор торговли (ЕАТ). Он носит название «Берёзка» и он необходим для проведения торгов на малые суммы.

С 01. 07. 2019 года каждый участник государственных закупок будет самостоятельно выбирать способ обеспечения. Это может быть внесение денежных средств или предоставление банковской гарантии. Как только обязательства будут исполняться поэтапно, заказчик будет их принимать и оплачивать, согласно пунктам контракта, сумма обеспечения будет уменьшаться ровно на такие же суммы. Если у банка – гаранта будет отобрана лицензия, исполнитель должен будет предоставить новое обеспечение. В противном случае, он снимается с участия.

Срок для предоставления нового обеспечения составляет 1 месяц с того момента, как он получил уведомление от заказчика. Данное положение должно быт обязательно включено в контракт. Если уже какие-то обязательства по контракту были исполнены, то сумма обеспечения должна быть уменьшена на сумму исполненных обязательств.

С 01. 10. 2019 года должна начать работу Государственная информационная система ГИС «Независимый регистратор». Система разрабатывалась для мониторинга работы не только ЕИС, но и электронных площадок. Также ГИС будет регистрировать действия или бездействия участников закупок, порядок хранения предоставленной информации.

Предполагается, что использование ГИС «Независимый регистратор» позволит увеличить прозрачность государственных закупок, снизить количество нарушений, которые происходят при проведении госзакупок.

Заказать бесплатную консультацию юриста