Жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию
Жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию
Последнее обновление:
Отношения между УК и жильцами многоквартирного дома часто сопряжены с конфликтными ситуациями, претензиями друг к другу. Нередко собственников не устраивает деятельность компании, однако сотрудники УК не предпринимают действий по устранению проблем. В этом случае можно обратиться с заявлением на свою УК в уполномоченные организации. Одной из них выступает ГЖИ. Рассмотрим образец жалобы в жилинспекцию, порядок составления заявления, способы его подачи.
Содержание
Что такое ГЖИ и какие функции она выполняет?
ГЖИ – государственная жилищно-коммунальная инспекция. ГЖИ обладает следующими полномочиями:
организация работы ЖКХ, координация и контроль над деятельностью данного органа;
контроль над организацией ремонтных работ, использованием и содержанием жилфонда, перечислением платежей от проживающих в бюджет;
проведение запланированных проверок;
разработка способов оптимизации эксплуатации объектов ЖКХ;
прием обращений от проживающих в многоквартирных домах лиц, их изучение и рассмотрение.
Заявители обращаются в ГЖИ в том случае, если они уже множество раз пытались обратиться в ЖКХ и добиться должного исполнения обязанностей данного органа. Однако их действия не привели к желаемому результату.
В каких случаях можно обратиться в ГЖИ?
Написать жалобу в жилищную инспекцию можно по многим причинам. Основаниями для обращения в компанию выступают следующие обстоятельства:
перепланировка, проведенная без согласований, с нарушением законодательных норм и правил;
переделка жилого помещения в нежилое (и наоборот) без должного оформления, без согласования запланированных действий с компанией;
несдача денежных средств на ремонт подъезда на протяжении 5 лет и дольше;
нарушение сотрудниками коммунальных служб условий договора (начисления производятся некорректно, плата за услуги безосновательно повышена, качество услуг оставляет желать лучшего – не проводится капремонт, лифт не работает или часто застревает, подвалы затоплены, нет горячей воды и отопления);
нарушение соседями норм общежития (засорение подъездов, курение, потребление алкоголя/наркотических средств).
Практика показывает, что чаще всего жильцы домов жалуются на бездействие сотрудников УК. Отсутствие реакций при обращении в компанию выступает основанием для посещения ГЖИ.
После получения документа уполномоченные лица должны отреагировать на него в установленном законом порядке. При отсутствии реакции необходимо обратиться в Роспотребнадзор или инициировать судебное разбирательство.
Порядок обращения в ГЖИ
Собрание собственников многоквартирного дома
Как подать жалобу на управляющую компанию? Необходимо соблюдать следующий порядок действий:
попытаться урегулировать спорную ситуацию на основе мирной договоренности, без «самосуда», скандалов;
при отсутствии результата – подготовить доказательства, грамотно составить заявление;
попробовать привлечь к обращению других неравнодушных жильцов: чем больше заявителей, тем быстрее рассмотрят дело и устранят обстоятельства.
Заявление необходимо направлять в уполномоченные организации в таком порядке:
УК;
ГЖИ;
Роспотребнадзор;
прокуратура;
суд.
Практика показывает, что обычно при наличии доказательств и оснований жильцы пишут заявление директору УК, после чего обращаются в ГЖИ. При отсутствии какой-либо реакции со стороны этих учреждений проживающие составляют заявление в Роспотребнадзор или инициируют судебное разбирательство.
Форма и содержание жалобы в ГЖИ на управляющую компанию
Образец жалобы
Документ составляется в письменной форме. Заявление в жилинспекцию содержит следующие сведения:
Наименование адресата: название регионального отделения ГЖИ, фамилия и инициалы руководителя (информация о последнем необязательна, особенно если заявитель ею не владеет).
Информация об адресанте (или группе заявителей при подаче коллективной жалобы): ФИО, адрес проживания, контактный № телефона для связи. Если заявителей несколько, то достаточно указать адрес жилого дома и № телефона инициатора обращения. Необходимо, чтобы инициатор сам проживал в многоквартирном доме.
Описание сложившихся обстоятельств, действия/бездействия ЖКХ, ответственного за обслуживания дома, указание на проблемы, факт нарушения имущественных прав и интересов людей, проживающих в конкретном многоквартирном доме.
Приведение доказательств – справок, экспертных заключений и других документов, которые подтверждают указанные обстоятельства. Также можно приложить фотографии или видео, на которых засняты лестничные площадки, прилегающая к дому территория, неработающий лифт.
Указание на законодательные нормы и акты, относящиеся к делу.
Предложения заявителя по устранению проблемных обстоятельств, если у него есть какие-либо встречные идеи.
Требования заявителя – например, привлечь нарушителей к ответственности, восстановить имущественные права проживающих.
Способ отправки ответа от ГЖИ – по телефону, e-mail, почте.
Перечень прикладываемых документов.
Дата написания заявления, подпись и ее расшифровка от заявителя.
Рекомендуется составлять заявление по образцам, приведенным в конце статьи.
Сроки рассмотрения жалобы и решения проблемы
Рассмотрение жалобы в ГЖИ
Претензия на управляющую компанию рассматривается на протяжении 30 дней в таком порядке:
регистрация обращения;
передача заявления в спецотдел, сотрудники которого проведут проверку;
вынесение положительного или отрицательного решения.
Даже если решение сотрудников будет отрицательным, заявление хранится в архивах компании 5 лет.
Какую информацию нужно указать в заявлении?
Как правильно написать жалобу на управляющую компанию?
Заявление должно содержать:
сведения об адресате и заявителях;
причины подачи жалобы, описание факта нарушения имущественных прав и интересов, приведение доказательств;
суть требований;
предоставление ссылок на законодательные нормы и акты;
подписи заявителя или нескольких жильцов.
Важно собрать доказательства некачественной работы УК
Важный вопрос – подготовка доказательств.
В качестве доказательств обычно выступают фотографии – например, на придомовой территории отсутствует освещение, подвал затоплен из-за прорыва канализационных труб, лестничная площадка завалена мусором. Можно приложить видео, аудио.
В случае если жильцы недовольны необоснованно завышенной стоимостью на коммунальные услуги, потребуется приложить квитанции, счета, выставленные со стороны ЖЭКа.
Если претензия жильцов заключается в том, что их УК не совершает никаких действий по поводу устранения проблемы, потребуется организовать независимую экспертизу и приложить акты к жалобе. Эксперты, к примеру, замерят показатели температуры в квартире и отразят их в конечном акте.
При нарушении УК условий, прописанных в договоре между проживающими и представителями организации, потребуется приложить к жалобе ксерокопию этого соглашения.
Как правильно написать жалобу в ГЖИ на управляющую компанию?
Рассмотрим, как написать заявление в жилищную инспекцию.
При составлении жалобы необходимо принимать в учет следующие правила.
Жалоба составляется в письменном виде. В тексте необходимо отразить конкретные претензии заявителя.
К жалобе прикладываются документы, доказывающие тот факт, что ЖКХ получало уведомления. В письме должны содержаться регистрационный № и дата, подтверждающая факт его направления в УК.
Жалоба составляется в 2 экземплярах: первый – для сотрудника приемной, второй – для заявителя (последний экземпляр будет подтверждать факт подачи и принятия заявления уполномоченным лицом). На заявлении необходимо проставить штамп, присвоить ему №, указать дату принятия.
При отказе уполномоченного лица принимать жалобу документ можно направить почтой – заказным письмом с перечнем прикладываемых справок и уведомлением о вручении. В этом случае сотрудники ГЖИ уже не смогут отказаться принимать документ.
Направление жалобы заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении
Причины отказа в удовлетворении жалобы со стороны ГЖИ
К основаниям для вынесения отрицательного решения относятся следующие:
заявитель предоставил слишком мало доказательств нарушения прав, несоблюдения закона;
в жалобе указаны неправдивые сведения, не соответствующие действительности;
заявитель отправил жалобу с одними и теми же требованиями повторно, причем по первому обращению он уже получил отказ;
бланк жалобы составлен некорректно, с ошибками, зачеркиваниями;
заявитель не оставил о себе личных данных – анонимные обращения не рассматриваются.
ГЖИ может вынести мотивированный отказ, содержащий причины решения. Также в некоторых ситуациях жалоба остается без рассмотрения при наличии на то оснований.
Коллективная жалоба на управляющую компанию
Такая жалоба составляется, если одинаковые претензии есть сразу у нескольких жильцов одного и того же дома. Текст аналогичен жалобе от одного заявителя. Однако документ должен содержать подписи всех жильцов, которые согласны с описанием сложившихся обстоятельств, с требованиями жалобы.
Преимущества составления коллективной жалобы:
короткие сроки ее рассмотрения, по сравнению с одиночным документом;
возможность оценить проблему с разных точек зрения, что не всегда возможно, если заявителем выступает только один человек.
Внимание! Коллективная жалоба предусматривает участие в обращении как минимум половины жильцов конкретного многоквартирного дома.
По коллективной жалобе могут вынести только положительное или только отрицательное решение. Если заявители получили частичное удовлетворение требований, то это равносильно отказу – потребуется обращаться в другие органы для восстановления нарушенных прав.
Если жалоба составлена неправильно, то ГЖИ вправе никак не реагировать на обращение. Это не противоречит законодательным нормам: при несоответствии документа образцу заявление считается аннулированным. К примеру, если в тексте документа обнаружены угрозы, агрессивные высказывания, ненормативная лексика, то обращение изучать не будут.
Законодательная база по теме
Процесс обращения в ГЖИ предусмотрен ЖК РФ, Постановлениями Правительства РФ №25 и 491. Постановление №25 устанавливает правила, следовать которым должны все собственники недвижимости. Постановление №491 регламентирует права и обязательства граждан.
Также жильцы вправе пользоваться нормативными актами в пределах ЖК РФ, федеральными техническими и санитарными нормами.
В 2019 году законодательство претерпело определенные корректировки. Согласно ст. №17 ЖК РФ, собственники и арендаторы квартир должны строго соблюдать общественный порядок, санитарные требования и нормы:
проводить шумные работы в отведенные законом часы;
не оставлять за собой строительный и другой мусор;
курить только в предназначенных для этого местах (ФЗ №15);
содержать общее имущество в порядке (ст. №30, п. 4 ЖК РФ).
Проживающий в многоквартирном доме человек обязан отчислять денежные средства на плановые ремонтные работы. Недопустимо, чтобы домашние питомцы создавали угрозу проживающим по соседству лицам. Запрещено устраивать на общей территории личные кладовки, заставлять коридоры своими вещами (к примеру, обувью, колясками).
Писать заявление рекомендуется по приведенным выше примерам. Составить такую самостоятельно жалобу — просто, при этом можно довериться профессионалам и обратиться к любому жилищному юристу или адвокату.
Таким образом, при возникновении конфликтных ситуаций с УК можно обратиться в ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратуру или в суд. Желательно найти как можно больше единомышленников. В этом случае шансы на успешный исход дела повышаются. Обращаться в уполномоченные органы допустимо при разных обстоятельствах, которые нарушают законные права и интересы жильцов.